В Налоговый кодекс РФ необходимо внести поправку, предполагающую уменьшение налогооблагаемых доходов на величину расходов на подготовку в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования специалистов для железнодорожного транспорта. Эту инициативу озвучил 26 октября первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов на коллегии Министерства транспорта РФ, посвященной выработке комплекса мер по совершенствованию подготовки специалистов для транспортного комплекса в условиях реформирования экономики России.

Согласно этому предложению, условием для уменьшения налогообложения является заключение договоров, предусматривающих работу обучающихся у налогоплательщика в течение не менее трех лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения. Аналогичная практика уже применяется для организаций сельского хозяйства согласно Федеральному закону от 29 июня 2005 года №68-ФЗ.

По информации пресс-службы ОАО "РЖД", в настоящее время по целевым направлениям железных дорог и других филиалов ОАО "РЖД" в вузах и техникумах железнодорожного транспорта обучается свыше 33 тыс. человек по очной форме и более 25 тыс. человек по заочной форме обучения. "При такой форме подготовки специалистов учебные заведения железнодорожного транспорта несут дополнительные расходы, в том числе на развитие и техническое оснащение материально-технической и учебно-лабораторной базы, включая общежития, повышение квалификации преподавательского состава и другие направления", - отметил первый вице-президент ОАО "РЖД". Размер затрат учебных заведений на подготовку специалистов по целевым направлениям, по оценкам экспертов компании, составляет 750-800 млн. рублей в год. Эти средства частично уже заложены в бюджеты филиалов ОАО "РЖД".

Вадим Морозов также выразил обеспокоенность дальнейшей судьбой колледжей и техникумов железнодорожного транспорта, которые войдут в университетские комплексы. По мнению первого вице-президента ОАО "РЖД", нельзя допустить, чтобы система комплектования контингента студентов и финансирования развития материально-технической и учебно-лабораторной базы складывалась по остаточному принципу.

По словам Вадима Морозова, "планируемая реорганизация техникумов железнодорожного транспорта должна гарантировать сохранение существующих сегодня объемов финансирования и качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием".