Виктор Якубян: Ловушка для Кочаряна, или что стоит за реформой Конституции Армении
Армения, 20 октября, 2005, 10:11 — ИА Регнум. Справка: Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа, Ереван
Итак, Запад демонстрирует поистине беспрецедентный интерес к Конституции Армении, вернее, к процессу ее реформирования. Чем ближе дата всенародного референдума, тем активнее западные дипломаты пропагандируют документ. В основном, это касается послов США и Великобритании, а также функционеров из ОБСЕ и других европейских организаций. "Принятие пакета поправок - шаг вперед на пути демократии" - вот основной лейтмотив выступлений западных лоббистов. Однако, сопоставляя определенные детали процесса подготовки проекта правок в Основной закон, роль и текущую позицию западных "друзей" Армении и их подопечных из армянского оппозиционного лагеря, приходишь к определенным выводам.
Вывод первый
По сути, с самого начала процесса армянская законотворческая мысль предложила европейским экспертам три варианта реформирования Конституции. Причем, наиболее успешным и близким к общеевропейским стандартам был признан вариант, предложенный Объединенной трудовой партией Армении (ОТП). Однако, после довольно непонятных и, главное, нелогичных манипуляций - пакет реформ от ОТП вместе с вариантом оппозиционного депутата
Вывод второй
Пока пакет поправок в Конституцию проходил жаркие дебаты в парламенте Армении, а затем повторное рассмотрение экспертами Венецианской комиссии, западные дипломаты утверждали, что это "хороший документ", который сделает жизнь граждан Армении краше. Особую активность опять-таки демонстрирует американский посол
Фактически, оппозиция Армении, которая в 2003-2004 году использовала американское финансирование, однако не смогла добиться смены власти, своих намерений не изменила. "Сказав "нет" новой Конституции, народ скажет "нет" президенту" - основной лозунг оппозиционных сил. Что же получается - американская сторона в лице Эванса, поддерживающая, мягко говоря, тесные контакты с армянской оппозицией, еще ни разу не обратилась к ее представителям с требованием прекратить политизацию процесса реформирования Конституции и призвать свой электорат поддержать реформы.
Таким образом, миссия американского дипломата сводится к тому, чтобы объяснить какие "ужасы" ждут Армению в случае провала референдума, а также в поддержке сил, этот провал обеспечивающих.
Вывод третий
Как прогнозируют эксперты, провал референдума, может привести к распаду политической коалиции и отставке
Реформирование Конституции Армении не может быть самоцелью. В конце концов, каждое государство, каждый народ сам определяет законы своей жизни и момент их пересмотра. Почему США, вполне спокойно воспринявшие провал Конституции Европейского Союза, не проявляют столь явного интереса, допустим, к Конституции Турции, Ирана или Индии, а вот законы жизни армян в Армении их так волнуют. Говорить о том, что интерес этот мотивирован исключительно заботой об армянах - глупо. Допустим, многие граждане Армении видят в ослаблении института президента непосредственную угрозу национальной безопасности. Армения - страна, находящаяся в военном положении, а это, скажем, не самый благоприятный период для разгула демократии. Очевидно, что американцы, как всегда, стремятся достичь своих целей, воспользовавшись в данном случае удобным с точки зрения политического масштаба поводом. Ловушки расставлены, руководителям Армении придется продемонстрировать изрядную прыть, чтобы не попасть в нее...