5 октября в мэрии Москвы состоялось заседание объединенной коллегии по промышленной политике под председательством руководителя департамента науки и промышленной политики г. Москвы Евгения Пантелеева. Заседание было посвящено рассмотрению концепции инновационной политики Москвы, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Концепция уже рассматривалась коллегией летом и тогда была отправлена на доработку. По словам директора АНО "Международный научно-технологический парк "Технопарк в Москворечье" Анатолия Петровского, в итоге была изменена структура документа, более четко сформулированы задачи, которые необходимо реализовать, введены показатели и индикаторы инновационного развития для оценки успехов при реализации, намечены сроки и результаты.

Проблема при создании данного документа, по словам Анатолия Петровского, состояла в том, что при разработке инновационной политики приходилось учитывать четыре фактора: научно-техническую политику, инновационную политику в сфере малого предпринимательства, промышленную политику и политику в области образования. Кроме того, требуется четкая работа с ресурсами: так как они ограничены, инвестировать следует только в приоритетные области, а их в городе немало: экология, биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии, космический комплекс, оборонный комплекс и др. "Необходимо объединять все эти подходы, чтобы на выходе получать ту самую наукоемкую продукцию, которой так мало сегодня на рынке, - подчеркнул Петровский.

Инновационная деятельность немыслима без создания института независимой экспертизы, поэтому городу нужен экспертный совет по инновационной деятельности. В плане финансирования большое значение имеет формирование городского заказа: чтобы московские предприятия выходили на рынок с конкурентоспособной продукцией. Бюджетное финансирование должно выступать катализатором для привлечения внебюджетных инвестиций. Требуется и развитие социального рынка, с тем, чтобы стимулировать спрос населения на наукоемкой продукции. Концепция должна быть реализована через комплексную программу инноваций, при сотрудничестве органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, подчеркивают разработчики. С учетом этого, отмечали разработчики концепции, целесообразно создание Московского инновационного центра, который должен координировать всю работу в этом направлении. Начальник управления координации инновационной деятельности департамента науки и промышленной политики г. Москвы Игорь Чугуев отметил, что такой координирующий методический центр инновационной инфраструктуры призван стать важнейшим инструментом реализации мероприятий в рамках инновационной концепции Москвы. Предположительно, он будет создан в качестве нового юридического лица, а не в рамках какого-либо из структурных подразделений правительства Москвы. Планируется, что его подразделения буду созданы в каждом административном округе. Таким образом, необходимо как можно скорее скоординировать городские целевые программы и городской заказ, с тем, чтобы до 2007 года разработать городскую целевую среднесрочную программу по инновационной политике. Но уже и в 2006 году работа в этом направлении должна вестись, ориентируясь на концепцию.

Создание Московского инновационного центра вызвало ряд вопросов и возражений у участников заседания. Отмечалось, что наработки в сфере инноваций есть у департамента науки и промышленной политики, у департамента поддержки и развития малого предпринимательства, у столичных научно-технический предприятий и вузов и т.д., так что при создании такого центра необходимо не распылить уже существующие результаты и не дублировать функции. Чтобы быть эффективным и востребованным органом, инновационный центр должен не управлять процессом, а координировать работу, собирая опыт и информацию, распределяя ее между соответствующими департаментами правительства Москвы.

В частности, по словам руководителя поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, Михаила Вышегородцева, департамент достаточно далеко продвинулся в работе с инновационными малыми предприятиями. "Сейчас мы завершаем регистрацию венчурного инновационного фонда, создан молодежный инновационный центр, предполагается создание подобных молодежных центров в округах, - отметил Вышегородцев. - Я считаю, что если сегодня мы пойдем по пути создания одной структуры, которая будет все координировать, вряд ли мы получим инициативу выстроиться под эту системы от частных компаний. Задача состоит в том, чтобы была разработана политика приоритетов, по крайней мере тех, на которые город выделяет бюджетные средства, а все остальное может развиваться без нашего влияния".

Также участники обращали внимание и на то, что цели и задачи концепции расплывчаты и неконкретны, требуют детализации. Впрочем, по словам разработчиков документа, концепция еще не является программой и содержит не столько перечень конкретных мероприятий, сколько указывает на направления, в которых должна вестись разработка соответствующей программы. По итогам заседания было решено концепцию в целом одобрить и перейти к разработке уточненного, более конкретного плана мероприятий, с тем, чтобы в срок подготовить программу инвестиционной деятельности в Москве.