В Мосгордуме рассмотрели возможности пресечения продаж краденых мобильных телефонов
Москва, 27 сентября, 2005, 15:16 — ИА Регнум. 26 сентября в
Важным моментом, по словам Инны Святенко, является то, что сотовый телефон как продукт высоких технологий позволяет практически полностью контролировать его использование, но эти возможности в России используются в недостаточной степени. Даже если украденный телефон снова подключен к сети с новой SIM-картой, его не так сложно найти, поскольку каждый аппарат стандарта GSM имеет уникальный международный идентификационный номер - так называемый IMEI, который фиксируется оператором связи, когда телефон выходит в эфир. "Мы понимаем, что в России есть специалисты, которые могут расшифровать или изменить этот номер, но, тем не менее, те, кто занимаются кражей мобильных телефонов, вряд ли знают, что он существует, - добавила Святенко.
Проблему поиска краденных сотовых телефонов можно решать двумя путями, считает депутат. Во-первых, операторы сотовой связи должны незамедлительно сообщать правоохранительным органам, что мобильный телефон с конкретным идентификационным номером был зарегистрирован в их сети, что облегчит поиск нового владельца. Во-вторых, следует установить контроль за продажей сотовых телефонов на вторичном рынке, разработав правила и нормативные документы, которые затруднят покупку и продажу краденых телефонов. Эта работа должна вестись законодателями, а также департаментом потребительского рынка.
До сих пор нет точных данных, сколько совершается краж сотовых телефонов, отметила Инна Святенко. По ее словам, в 2004 году в Москве было зафиксировано более 7 тыс таких преступлений, но не все потерпевшие сообщают о случившемся в правоохранительные органы, так как чаше всего в милиции просто отказываются принимать заявления, зная, что раскрыть такое преступление практически невозможно Социологические опросы показывают, что соотношение числа зафиксированных и совершенных правонарушений равны 1:5. В частности, присутствовавший на заседании представитель компании МТС Александр Барсуков сообщил, что в месяц компания рассматривает и направляет в правоохранительные органы Москвы 1,5 тыс обращений о хищениях мобильных телефонов; по словам представителя "
Заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями
Весной 2005 года на заседании комиссии уже обсуждались предложения ГУВД города Москвы по вопросу пресечения незаконного оборота сотовых телефонов на вторичном рынке. По итогам обсуждения Мосгордумой был подготовлен проект законодательной инициативы по внесению изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года №126 "О связи" и Уголовный кодекс РФ. Проектом предлагается дополнить статью 46 "Обязанности операторов связи" Федерального закона "О связи" нормой, предусматривающей, что оператор связи в процессе оказания услуг обязан самостоятельно осуществлять определение установленного производителем идентификационного номера мобильного телефона, используемого потребителем услуг связи, и проводить его сверку с Реестром похищенных мобильных сотовых телефонов, который ведется органами внутренних дел РФ. В случае совпадения идентификационного номера мобильного телефона с Реестром похищенных мобильных сотовых телефонов оператор связи обязан сообщить об этом уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Согласно проекту, расходы операторов связи, связанные с обеспечением необходимыми программно-техническими средствами для определения идентификационных номеров мобильных сотовых телефонов и сверки их с Реестром похищенных сотовых телефонов, обеспечиваются за счет собственных средств. В связи с этим, по словам представителя ОАО "
Проектом закона предполагается внести изменения в статью 181.1 Уголовного кодекса РФ, установив ответственность за подделку или изменение идентификационного номера мобильного телефона. Изменениями предусматривается, что подделка или изменение номера в целях дальнейшего использования или сбыта мобильного телефона, а также сбыт телефона с заведомо поддельным идентификационным номером будут наказываться штрафом в размере до 100 тыс рублей или в размере заработной платы (ил иного дохода) за период до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Те же действия, совершенные группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, будут наказываться исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет. Принятие предложенных изменений позволило бы законодательно решить вопрос пресечения эпидемии мобильных преступлений, подчеркнула Святенко.