Кто стрелял во время мониторинга?

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 20 сентября миссия ОБСЕ в соответствии с ранее достигнутой договоренностью приступила к проведению планового мониторинга линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Караханбейли Физулинского района. В самом начале мониторинга с азербайджанской стороны был произведен одиночный выстрел в направлении миссии наблюдения, что было зафиксировано представителями ОБСЕ. По указанию Личного представителя Действующего Председателя (ЛП ДП) ОБСЕ посла Анджея Каспшика, руководившего мониторингом с азербайджанской стороны, в целях безопасности наблюдение было прекращено. В мониторинговую группу, осуществлявшую наблюдение с позиций Армии обороны Нагорного Карабаха, входили координатор офиса Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия), полевые помощники ЛП ДП ОБСЕ Петер Кии (Великобритания), Харри Эронен (Финляндия) и представитель Группы планирования высокого уровня ОБСЕ полковник Андрей Коротков (Россия). Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК.

20 сентября на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск мониторинг не проводился, заявил глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Рамиз Меликов, опровергая ранее распространенную ИА REGNUM информацию о нарушении азербайджанской стороной режима прекращения огня. Как сообщает ИА REGNUM, по словам Меликова, если подобный мониторинг был бы проведен, то в нем с азербайджанской стороны обязательно принял бы участие наблюдатель. "Распространение подобной информации является очередной провокацией наших врагов. У Министерства обороны Азербайджана нет информации о проведении сегодня какого-либо мониторинга на линии соприкосновения войск", - заявил Меликов.

В то же время, согласно бакинской газете "Зеркало", Рамиз Меликов в интервью газете опроверг и предыдущую информацию ИА REGNUM. Более того, пишет газета, Меликов считает агентство ИА REGNUM проармянски направленным средством массовой информации, а посему считает нежелательным для себя "даже общение с ними". Меликов заявил, что стреляли армяне. По его словам, в 11.53, в момент начала мониторинга, с армянской стороны был открыт огонь в азербайджанскую сторону. Полевой помощник Мирослав Выметал сразу же информировал об этом личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика, который принял решение о прекращении мониторинга. Таким образом, считает газета, вопрос о том, кто нарушил перемирие, снимается. "Ясно кто, если оппонирующая сторона опускается до распространения недостоверной информации со ссылкой на азербайджанских военных. Это ведь не история столетней давности, где можно солгать и приукрасить. Это вчерашний день, когда был оболган пресс-секретарь Министерства обороны Азербайджана".

Вместе с тем, не все азербайджанские СМИ согласны с газетой "Зеркало". Так, по сообщению бакинской электронной газеты "Реальный Азербайджан", Личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик направил обращения высокопоставленным лицам Азербайджана и Армении в связи с произошедшим вчера во время проведения мониторинга на территории села Гараханбейли Физулинского района на линии соприкосновения сил инцидентом. Согласно газете, во время мониторинга помощники Каспршика зарегистрировали одиночные выстрелы, доносившиеся с обеих сторон линии фронта. Ввиду этого мониторинг был приостановлен. В офисе отказались сообщить о том, с какой стороны были сделаны первые выстрелы, мотивировав это тем, что определение вопроса, кто первым начал стрелять, не входит в мандат организаторов мониторинга.

Почему же так всполошились в Баку? - спрашивает газета "Новое Время". Комментарии из столицы соседней республики просто поражают своей непоследовательностью. Вначале азербайджанцы всерьез обсуждали вопрос, а кто же стрелял? И заявили - стреляли... армяне. Потому что стреляли именно с позиций армянских, что, мол, и зафиксировал полевой помощник Мирослав Выметал, информировавший об инциденте г-на Каспршика. И опять ситуация знакомая, до боли напоминающая ту, что имела место еще 8 сентября. Напомним, тогда азербайджанская сторона выступила с обвинениями в адрес... вооруженных сил Армении, заявив, что армянская сторона нарушила перемирие в районе села Борсунлу Тертерского района, хотя всем понятно, что Тертер, "стоящий" рядом с Мардакертским районом Нагорного Карабаха, не может быть линией разделения армянских и азербайджанских войск по определению. Тогда Степанакерт четко расставил акценты, опровергнув "утку" азербайджанцев. "А самым комичным было то, что в тот же день, 8 сентября, члены миссии ОБСЕ под руководством опять же Личного представителя ДП ОБСЕ Анджея Каспршика проводили плановый мониторинг линии фронта вблизи села Левонарх Мардакертского района НКР - т.е. как раз напротив того самого Тертерского района. И если бы в момент наблюдения что-то и произошло, то они обязательно зафиксировали бы инцидент". Но тогда конфликтующие стороны получили очередное признании членов миссии, что режим прекращения огня не нарушался. Правда, азербайджанцы, пишет газета, в отличие от Армии Обороны НК, 8 сентября в очередной раз не вывели наблюдателей ОБСЕ на свои передовые рубежи. "Не думалось, однако, что в Баку решат сразу же вслед за одной "уткой" пускать по ветру и другие. Но, видимо, наши соседи открыли нечто новое в анналах логической науки. Поэтому, наверное, не дожидаясь резонанса, в тот же день, 20 сентября, начальник пресс-службы Минобороны Азербайджана Рамиз Меликов вдруг заявил, что, оказывается, никакого мониторинга во вторник... не проводилось! Соответственно, раз не было мониторинга, по его логике, то не было и выстрела со стороны азербайджанских позиций и никто ничего не фиксировал... По мнению газеты, беспокойство азербайджанской стороны и, соответственно, "сумбурность и непоследовательность в ее объяснениях" связаны с тем, что представители ОБСЕ действительно четко отследили, откуда стреляли и в каком направлении. Вот и отрицает г-н Меликов даже то, что сорванный мониторинг вообще планировался, не говоря уже о его проведении. Есть также пара-другая интересных моментов, заслуживающих внимания. В частности, считает газета, пока в Азербайджане не завершатся события, запланированные (или уже осуществляющиеся) в связи с предвыборным периодом, самими парламентскими выборами и их "возможными последствиями", Еревану и Степанакерту придется быть готовыми к любым самым примитивным по замыслу выходкам азербайджанских силовых структур. Дело вряд ли дойдет до массированной вооруженной провокации, будь то на границе между Арменией и Азербайджаном или на линии разделения противоборствующих армий в зоне конфликта. "Но мелкие пакости, как говорится, мы обязаны ждать и даже предугадывать. И желательно - в присутствии международных наблюдателей. "Итоговые очки" подсчитывать будут именно они..."

В Степанакерте опровергают утверждения Баку о том, что режим прекращения огня в ходе проходившего 20 сентября мониторинга миссии ОБСЕ был нарушен якобы карабахской стороной, сообщает ИА "Де-Факто". По свидетельству членов мониторинговой группы, пуля, выпущенная в направлении наблюдателей, попала в землю на очень близком от них расстоянии. Был ли выстрел намеренным? Какую цель преследовал стрелявший? Очевидцы произошедшего пока не отвечают на этот вопрос и не комментируют случившееся. Ожидается, что представители ОБСЕ смогут расследовать инцидент на азербайджанской стороне и выяснить причины. Однако азербайджанская сторона поспешила опровергнуть факт и даже обвинить в инциденте армянскую сторону. Официальный представитель МИД НК Леонид Мартиросян заявил "Де-Факто", что в тот день, как и во всех случаях нарушения режима со стороны Азербайджана, обстрел был зафиксирован представителями ОБСЕ. Представитель МИД отметил, что в промежутках между мониторингами азербайджанская сторона позволяет себе нарушения режима прекращения огня, выражающиеся в снайперской войне. Снайперами обстреливаются позиции карабахских сил, что приводит к ранениям людей. Иногда армянская сторона предпринимает ответные действия. Однако этим напряженность на линии соприкосновения не ограничивается. Азербайджанские подразделения уже 2-3 года периодически осуществляют попытки продвинуть свои позиции поближе к блокпостам армянских пограничников. На ряде участков им это удалось. По свидетельству карабахских военнослужащих, есть участки, где азербайджанцы приблизились к ним на расстояние даже до 80 метров. Карабахская сторона пока проявляет сдержанность. Но нет гарантий, что это может продлиться долго. Ситуация на границе нуждается в разрядке. И в этом вопросе карабахская сторона ожидает активного вмешательства наблюдателей ОБСЕ. В противном случае могут произойти новые инциденты. В Степанакерте не исключают также, что напряженность на границе может возрасти с приближением парламентских выборов в Азербайджане. В случае революционных потрясений в соседней республике вероятность этого возрастет еще больше. Как сообщает радио "Свобода", глава МИД Нагорного Карабаха Арман Меликян не исключает, что в случае революции в Азербайджане могут начаться внутренние разборки, представляющие опасность для карабахских границ. "Однако, честно говоря, сегодня не вижу в Азебайджане предпосылок для подобных изменений", - сказал Меликян.

Газета "Азг" сообщает, что Армянская Ассамблея Америки (ААА) провела опрос среди 24 американских и европейских экспертов. По меннию 40% опрошенных, при возобновлении военных действий между Арменией и Азербайджаном, то шансы на победу азербайджанской стороны равны нулю. По мнению тех же экспертов, если война начнется через десять лет, то вероятность победы Армении чрезвычайно мала, поскольку, начиная с 2015 года, Азербайджан будет получать огромные доходы с продажи нефти. Никто из экспертов не видит Карабах в качестве автономии в составе Азербайджана, в то же время 20% из них считают, что Карабах должен быть независимым или воссоединенным с Арменией. Более 60% считают, что статус-кво на карабахском фронте сохранится еще длительное время. По их мнению, Карабах ожидает "кипротизация". Большинство опрошенных не считают, что пример Грузии, Украины и Киргизии может дестабилизировать обстановку в Армении и Азербайджане.

60-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Как сообщает агентство "А1+", 16 сентября на сессии генеральной ассамблеи ООН выступил премьер-министр Андраник Маргарян. В своем выступлении он отметил, что гарантом безопасности и стабильности в регионе является мирное урегулированние региональных конфликтов. "Армения продолжает выступать сторонником процесса мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Народ Нагорного Карабаха воспользовался своим правом на самоопределение, предусмотренное принципами международного права, точно также как в последние годы этим правом воспользовались страны, представители которых сейчас присутствуют в этом зале. Мы уверены,что только в условиях взаимоуважения, терпимости и желания признания исторической справедливости возможно обеспечить в нашем регионе мирное сосуществование народов", - заявил в своей речи Андраник Маргарян. По его словам, в деле укрепления взаимного доверия на Южном Кавказе Армения придает особое значение сотрудничеству на региональном уровне. "К сожалению, этому мешает окружение Армении, также как и нежелание некоторых стран нашего региона развивать сотрудничество".

Как сообщает газета "Азг", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в своем выступлении на 60-й сессии Генассамблеи ООН, заявил, что самоопределение - одно из прав человека. "Народ Нагорного Карабаха завоевал его в борьбе. Они устояли против политической и военной агрессии государства, которое не было согласно с их выбором, и бешенным и грубым насилием пыталось их подавить. Борьба за свои права не была их выбором. Их требования не были ни надуманными, ни чрезмерными. Они хотели того, что многие из нас имеют - права мирно жить и работать на своей земле. Вопреки всему, им это удалось. Они проявили способность управлять, сохранять свою независимость и развивать демократию".

Азербайджан не смирится с оккупацией своих территорий, и только возвращение земель сделает возможным установление связей с Арменией. С таким заявлением, пишет бакинская "Зеркало", выступил 18 сентября в Нью-Йорке на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По словам министра, Азербайджан готов обеспечить безопасность армян Нагорного Карабаха. Кроме того, при возвращении оккупированных территорий и заселении их азербайджанскими беженцами Баку готов обеспечить экономическую поддержку обеим общинам Нагорного Карабаха. Мамедъяров выразил готовность Азербайджана принять интернациональный миротворческий контингент для поддержания стабильности в зоне конфликта. Кроме того, миротворцы могли бы контролировать коммуникации между Азербайджаном и Арменией, а в особенности Лачинский корридор, который Мамедъяров назвал "Дорогой мира". При этом, по его словам, контроль над Лачинским корридором на первом этапе урегулирования может быть осуществлен совместно со стороны Азербайджана и Армении. В ряду элементов урегулирования глава МИД Азербайджана назвал открытие также коммуникаций, реабилитацию земель, создание местной полиции для каждой из общин и призвал международное сообщество быть более активным в деле урегулирования конфликта.

Анализирую выступление министров ИД Армении и Азербайджана, газета "Тарегир" заключает: "Выступления министров показали, на каком уровне застряли мирные переговоры, которые по вполне понятным причинам не дают никаких результатов".

Информационный портал "Кавказский Узел" отмечает, что хотя 60-я сессия Генассаблеи ООН и не рассмотрела вопрос об урегулировании в Нагорном Карабахе урегулировании, внесенный в повестку по инициативе Азербайджана, однако вопрос не был снят с повестки и может быть рассмотрен на одной из следующих сессий. "КУ" отмечает, что осенью прошлого года, когда этот вопрос в первый раз оказался в повестке сессии Генассамблеи, было решено создать мониторинговую группу по проверке фактов заселения подконтрольных Нагорному Карабаху территорий. НК согласился принять мониторинговую группу, с условием, что Азербайджан не станет далее настаивать на рассмотрении в ООН карабахского вопроса, переговоры по которому проходят в рамках ОБСЕ. В ответ на инициативу Азербайджана, представитель МИД Армении выступил с заявлением о том, что если Азербайджан будет настаивать на рассмотрении вопроса, Армения выйдет из переговорного процесса по карабахскому урегулированию. В итоге Армения не отказались от участия в переговорном процессе, так как вопрос не был рассмотрен. Комментируя сложившуюся ситуацию, карабахский политолог Давид Бабаян отметил, что заявления армянского МИД еще раз говорят о том, что в критических ситуациях Армения и Азербайджан не смогут найти самостоятельных решений по карабахскому вопросу без участия самого Нагорного Карабаха. По мнению Бабаяна, только путем прямых переговоров НКР с Азербайджаном возможно нахождение конструктивных решений. "По всей видимости, необходимость возвращения Нагорного Карабаха за стол переговоров осознали и в Баку. И сейчас там готовят почву для прямого диалога". Еще один аспект - предстоящие парламентские выборы в Азербайджане. "Возможно, Баку торпедирует переговорный процесс, чтобы прибавить дивидендов в арсенал правящей элиты", - отметил Бабаян. В ответ на вопрос, готово ли руководство Нагорного Карабаха к подобному развитию событий, Бабаян, напомнил, что власти Нагорного Карабаха не раз заявляли, что готовы к участию в переговорах - вместе с Арменией или без ее участия.

Процесс урегулирования

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, в интервью агентству "Ассошиайтед пресс" сказал, что для урегулирования карабахского конфликта, президенты Армении и Азербайджана "должны действовать как государственные мужи, а не как политические деятели, отстаивающие национальные интересы". Согласно "Медиамакс", Мамедъяров отметил, что казанская встреча создала основу для переговорного процесса. "Я очень бы хотел сказать, что мы близки к прорыву, однако, в действительности, проблемы остаются".

Внесение инициативы по Карабаху в повестку сессии ГА ООН является большим дипломатическим успехом Азербайджана. Об этом, сообщает бакинская газета "Зеркало", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая 16 сентября в Министерстве обороны страны. Алиев напомнил о 4-х резолюциях ООН, визите миссии ОБСЕ на оккупированные территории Азербайджана. Отметив поддержку позиции Азербайджана со стороны стран Организации исламской конференции и ГУАМ, а также высказанную другими организациями и государствами позицию по этому вопросу, Ильхам Алиев указал, что "было бы неправомерным ждать от международных организаций каких-то новых решений или новых резолюций по этой проблеме, так как все возможное уже сделано". Алиев считает, что "предложения и ресурсы международных организаций по этой проблеме исчерпываются". "В том числе считаю, что продолжение Пражского процесса также является очень позитивным фактом, это привносит в процесс переговоров новое дыхание. Надеюсь, что Пражский процесс будет продолжаться", - отметил Алиев. "Как я уже неоднократно отмечал, Пражский процесс означает поэтапное решение, то есть международное сообщество и ОБСЕ, Минская группа высказывают свою позицию по данному вопросу". По словам главы Азербайджана, с учетом того, что Азербайджан живет в условиях войны, внимание к армии должно находиться на самом высоком уровне. По его прогнозам, бюджет следующего года превысит 3,5 миллиарда долларов. "В таком случае растут и военные расходы. В 2004 году - 175 миллионов, в 2005 году - 300 миллионов, а в 2006 году - 600 миллионов, и это не предел. Как вам известно, я поставил задачу: наш военный бюджет должен быть равен всему бюджету Армении, а возможно, превосходить его, так оно и будет. Мы добьемся этого", - пообещал Ильхам Алиев.

Международное признание Нагорно-Карабахской Республики состоится не в столь отдаленном будущем. Такую уверенность, сообщает ИА "Де-Факто", выразил на состоявшейся 16 сентября в Степанакерте пресс-конференции, глава МИД Нагорного Карабаха Арман Меликян. По его словам, различные международные структуры уже осознают, что без непосредственного участия НКР найти путь разрешения карабахского конфликта весьма проблематично. Однако для достижения всеобъемлющего решения проблемы потребуется еще много времени, заметил министр. Глава МИД подчеркнул, что достижение международного признания является основной политической задачей властей республики. "Этот вопрос не может быть предметом обсуждений. Если Азербайджан выразит свое положительное отношение к данному вопросу, то тогда мы сможем спокойно говорить об остальных вопросах урегулирования", - отметил Арман Меликян. Касаясь переговорного процесса по карабахскому урегулирования, министр отметил, что одним из самых больших пробелов является то обстоятельство, что при обсуждении вопросов беженцев, по большей части говорят об азербайджанских беженцах. Порой упоминаются армянские беженцы из Шаумяна или Геташена, но никогда не говорится о многочисленных армянах, которые были вынуждены бежать из Азербайджана из-за преследований азербайджанских властей, а также в результате этнических чисток 1988-90 гг. Министр указал на необходимость формирования атмосферы доверия между сторонами в контексте подготовки обществ к определенному решению. Правда, на сегодняшний день не очерчиваются даже контуры возможного решения, однако власти и интеллигенция Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха должны попытаться устранить атмосферу недоверия, сказал Меликян. По его словам, в этом плане население в НКР, более всего пострадавшее в ходе развязанной Азербайджаном войны, гораздо спокойнее относится к оппонентам, нежели в Азербайджане. Вместе с тем министр заметил, что некоторые международные структуры пытаются свести проблему Нагорного Карабаха к проблеме межобщинной. На это же, по сути, направлены усилия официального Баку. Ярким свидетельством является стремление ЦИК Азербайджана создать избирательный участок в Нагорном Карабахе. "В некотором смысле это - попытка показать, что "армянская община" Нагорного Карабаха участвует в политических процессах в Азербайджане". Между тем, межобщинный подход к Карабахской проблеме совершенно не соотвествует реалиям. "Говорить об армянской общине Нагорного Карабахa это все равно, что говорить об азербайджанской общине Азербайджана. В Нагорном Карабахе никогда не было общинной организации, и в данном плане мы можем говорить лишь о национальных меньшинствах, но не об армянской и азербайджанской общинах", - подчеркнул глава МИД НКР. Арман Меликян считает маловероятной перспективу возобновления военных действий в зоне конфликта, однако вместе с тем не исключает полностью подобной возможности, исходя из того, что за прошедшие после войны годы "азербайджанское общество мало изменилось в лучшую сторону". "Свидетельство этого являются непрекращающиеся угрозы и шантаж, к которым прибегают азербайджанские власти".

Подытоживая вышеприведенные заявления высокопоставленных должностных лиц Нагорного Карабаха и Азербайджана, бакинская газета "Зеркало" отмечает, что конец прошлой недели ознаменовался очередным заочным "скрещением шпаг". При этом, пишет газета, "азербайджанская сторона все более активно поигрывает накачанными нефтедолларами мускулами". Кроме того, утверждает газета, Баку набрался сил и для финансирования региональных экономических проектов, которые "окончательно загонят Армению в положение регионального изгоя". "Это не может не раздражать Ереван, который не может поставить в качестве весомого аргумента "против" ничего существенного кроме "всесильного армянского лобби". Но и лобби... не может протолкнуть вопросы ни "геноцида", ни "независимости НКР", ни даже блокирования железнодорожной ветки Карс-Тбилиси-Баку. Так что получается, что лобби нам отнюдь не помеха, а просто головная боль. Правда, хроническая, но все же далеко не "смертельная", - заключает бакинское издание.

Урегулирование карабахского конфликта зависит равноценно как от Минской группы ОБСЕ, так и политики России. Об этом, сообщает агентство "АРКА", заявил на пресс-конференции депутат Hационального Собрания РА от парламентской фракции "Справедливость", лидер Демпартии Армении Арам Саркисян. В этой связи он указал на важность для Армении политической благосклонности России. По словам Саркисяна, Россия попытается проводить более жесткую политику в отношении Армении, как в политическом, так и экономическом плане. Такой вывод парламентарий сделал, исходя из заявления начальника Управления администрации президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова, сделанного на конференции о проблемах статуса непризнанных республик в Москве. По словам Саркисяна, представитель президента РФ выразил четкую позицию, согласно которой, Армения мешает участию Hагорного Карабаха в определении его статуса.

"Нагорно-Карабахская Республика вполне может существовать без контактов с Азербайджаном",- заявил советник министра иностранных дел Нагорного Карабаха Рубен Заргарян в своем выступлении на международной конференции "Параллельное СНГ: Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия и Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства", которая прошла в Москве 14-15 сентября 2005 года, пишет газета "Еркир". В то же время в своем выступлении Заргарян указал следующие необходимые условия урегулирования конфликта между НК и Азербайджаном: признание Баку того, что определение статуса НКР является правом народа Нагорного Карабаха; восстановление территориальной целостности НКР, возвращение всех оккупированных территорий; цивилизованный подход к урегулированию конфликта; международное признание НКР; признание равного статуса НКР и Азербайджана; возмещение Азербайджаном ущерба всем гражданам НКР, пострадавшим от азербайджанского геноцида с 1988 года; организация международного трибунала над азербайджанскими государственными деятелями, виновными в геноциде жителей Карабаха; международное признание факта геноцида народа Карабаха, устроенного Азербайджаном.

По мнению газеты "Голос Армении", сегодня уже очевидно, что процесс урегулирования карабахского конфликта вступил в новую фазу, главным фактором которой является то обстоятельство, что лидер Азербайджана реально вступил в свою должность и обязан уже выдавать какую-то "продукцию". Причем, считает газета, ожидаемая и уже выданная "продукция" весьма примитивна и однозначна: никакой независимости Карабаху и "самая высокая степень автономии". "ГА" пишет, что столь аморфная формулировка "самой высокой степени" говорит о мифологизации и полном отсутствии каких-либо юридических и правовых основ подобной постановки вопроса. "Не вдаваясь в подробности, можно смело констатировать, что этот "новый этап" зиждется на абсолютной бесперспективности требований Ильхама Алиева: дескать, "никакой независимости Нагорному Карабаху, а все остальное должно быть возвращено" - беженцы, территории, какие-то контрибуции и т. д". В позиции Армении также наблюдается новизна, причем весьма значительная. Заключается она в незавуалированной готовности идти на компромиссы в вопросе "возвращения" территорий, которая в свое время - 7 с лишним лет назад - привела к смене власти в Армении. В данном случае эта новизна звучит в унисон несгибаемости позиции Азербайджана - правда, при этом четкую и однозначную позицию Армения сохраняет в вопросе статуса Карабаха. Таким образом, специфика сегодняшней ситуации в в карабахском урегулировании сводится к тому, что Армения согласна и готова на односторонние уступки, заключает "Голос Армении".

Свою озабоченность состоявшимся на прошлой неделе заседанием временной комиссии ПАСЕ по вопросу Нагорного Карабаха и заявлениями Международной кризисной группы высказал газете "Аравот" политолог Степан Григорян. По его мнению, в междунароных инстанциях постепенно формируется жесткий подход, довольно близкий к позиции Азербайджана. Григорян уверен также в том, что после выборов в Мили меджлис, Азербайджан еще больше ужесточит свою позицию. "Если азербайджанские выборы пройдут более или менее успешно, не будет массовых нарушений, оппозиция попадет в парламент и международное сообщество признает эти выборы - наше положение ухудшится. К нефтянному фактору Азербайджана добавится хотя бы маленький, но шаг в направлении демократии".

На вопросы агентства "А1+" отвечает председатель комиссии Национального Собрания по внешним отношениям Армен Рустамян.

- Как Вы оцениваете содержание недавно распространенного сопредседателями пакета, согласно которому мы уступим 5 регионов при условии проведения референдума через 10-15 лет?

- Во-первых определение цельной оценки я считаю преждевременным, потому что речь идет о пакете, а пакету суммарную оценку дать возможно лишь в случае информированности всех его составляющих. Конечно, хорошо, если найден компромисс, поскольку основная задача преполагает найти этот модус, тот формат, в котором стороны должны пойти на уступки. В ходе последних слушаний мы очень четко отделили несколько важных обстоятельств: вопрос статуса Нагорного Карабаха должен быть решен, базируясь на праве самоопределения наций. Второе, гарантии безопасности должны быть полноценными, не менее, чем гарантии, действующие сегодня; на сегодняшний день они неудовлетворительны, поскольку мы становимся очевидцами нарушений перемирия, но, тем не менее нынешний уровень гарантий безопасности не должен быть снижен. Третий важный вопрос - прямая связь гарантий безопасности и статуса, то есть, если говорить терминологией общих гарантий безопасности, мы понимам гарантии безопасноти де-юре и де-факто. В гарантии де-юре входит вопрос статуса, потому что получить статус - значит иметь гарантированную безопасность на международном уровне.

- Как Вы относитесь к идее проведения референдума?

- Положительно. Принимая во внимание, что однажды референдум проводился, не думаю, что проведение еще одного через долгое время противоречит нашей предварительной позиции. Второй референдум сам по себе означает, что признается право самоопределения.

- Сегодня, когда РА не признала независимость Карабаха де-юре, уполномочена ли Армения выносить в переговорном процессе решения без НКР?

- Конечно, Армения не имеет полного права вынесения решений. Армения может представлять Карабах в тех инстанциях, где Карабах не представлен в силу того, что не был признан. Это естественно и логично. Армения может полностью заменять Карабах в том случае, если речь идет о соединении Карабаха с Арменией. В этом случае, действительно, не возникает вопроса участия Карабаха. Если Азербайджан соглашается, чтобы вопрос был урегулирован путем присоединения Карабаха к Армении, это тоже способ осуществления права самоопределения, который может иметь две формы - объявление независимости или соединение Карабаха с Арменией. Ки-уэстские переговоры проводились по этой логике, затем они начали делать выгодные для себя выводы, заключающиеся в том, якобы это конфликт между Арменией и Азербайджаном. Это длилось довольно долго и сейчас мы стоим перед этим вопросом - поменять ошибочное представление международного сообщества, особенно парламентских инстанций, о том, что это конфликт между Арменией и Азербайджаном, а не Карабахом и Азербайджаном.

- Не считаете, что в формировании этого "представления" немалую роль сыграл факт вытеснения Карабаха из переговорного процесса действующими властями?

- Во-первых Карабах не был вытеснен из переговорного процесса. Во-вторых, трудно назвать это переговорами. То, что происходит сейчас, можно определить не более как совещания, а переговорами считается процесс, в котором принимают участие стороны конфликта. В первую очередь стороны конфликта должны признать друг друга, затем сесть за переговорный стол. Если сейчас Азербайджан не признает Карабах, переговорный процесс с самого начала обречен на провал. Это будет означать, что Азербайджан вообще отказыватеся от переговорного процесса.

- Но ведь перемирие было подписано при участии Карабаха.

- Да, именно по этой причине мы говорим, что логика должна сохраняться во всех остальных переговорных процессах. Не будем вводить наше общество в заблуждение, якобы есть переговорный процесс, в котором Карабах не принимает участие. Не может быть переговорного процесса, потому что Карабах не участвует в нем.

- Чем если не переговорами был Ки Уэст, другие встречи Кочарян-Алиев?

- То были консультации на высоком уровне с целью достижения решения Карабахского конфликта. Переговоры могут привести к мирному соглашению, и начнутся они тогда, когда стороны сядут за переговорный стол. Такой ситуации пока нет и доходившие до нас слухи могут относиться приблизительно к тем предложениям вокруг которых могут начаться переговоры. ("А1+").

Степанакерт

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 14 сентября состоялось очередное заседание Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики, в ходе которого было рассмотрено около 20 вопросов. Согласно сообщению пресс-службы парламента, депутаты, в частности, одобрили проекты "О консульской службе", "О дипломатической службе" и "О международных договорах", представленные министром иностранных дел НКР Арманом Меликяном. Отвечая на вопрос одного из депутатов об отношении официального Степанакерта к предложениям Международной кризисной группы (МКГ) по урегулированию карабахского конфликта, Арман Меликян отметил, что предложения МКГ содержат некоторые негативные для карабахской стороны элементы. Среди них министр выделил то, что в докладе карабахский конфликт представлен как противостояние между Арменией и Азербайджаном. Вместе с тем глава внешнеполитического ведомства НКР отметил и положительные моменты, а именно, что МКГ с пониманием относится к суверенитету Нагорного Карабаха и его стремлению к международному признанию независимости. Арман Меликян сообщил, что МИД НКР в ближайшее время выразит свое отношение к докладу.

На одном из августовских совещаний 2003 г. премьер-министр НКР Анушаван Даниелян заявил, что правительство занято разработкой программы, которую, по своим объемам и актуальности, можно сравнить с программой стимулирования рождаемости и многодетности. К сожалению, по причине отсутствия финансовых средств реализовать эту программу пока не представляется возможным. В соответствии с пограммой, для каждой семьи погибшего и без вести пропавшего азатамартика предусматривалось разбить винградник на площади в один га, который и станет их собственностью и источником дохода. Программу было предусмотрено претворить в жизнь за счет вложенных благотворителями инвестиций (по словам Даниеляна, для каждого сада потребуется 5-6 тысяч долларов США). Как сообщил министр сельского хозяйства НКР Ваграм Багдасарян, такая программа, действительно, была разработана (хотя из расчета предоставления семье не одного, а 0,5 га виноградника), и стоимость ее составляет 3 тысячи долларов США. Правительство сочло, что предоставляемая спонсорами помощь семьям погибших и применяемая государством система денежных пособий полностью не удовлетворяют их реальные нужны. "Семье необходим стабильный источник дохода", - отмечается в программе. Именно исходя из этого была составлена программа закладки и ухода за виноградником площадью в 1600 га, которую предусмотрено воплотить в жизнь в четырех равнинных районах НКР - Гадрутском, Мартунинском, Мартакертском и Аскеранском, где условия для разведения виноградников благоприятны. ("Азат Арцах").

22 сентября новосозданная карабахская организация "Открытое общество", основанная группой местных журналистов, провела свой первый круглый стол на тему: "Взаимоотношения между общественной организацией, правительством и государством". Как сообщает степанакертское агентство ArCNews со ссылкой на ИА REGNUM, на мероприятие, которое проходило в Ресурсном Центре НПО в столице республики, были приглашены вице-премьер НКР Арарат Даниелян и руководители неправительственного сектора. В ходе встречи разговор главным образом шел вокруг разработанного правительством проекта общественного договора, который фактически призван стать письменным согласием о сотрудничестве между исполнительным органом и неправительственной организацией. В частности, обсуждался вопрос финансового содействия неправительственному сектору со стороны государства. Участники круглого стола остановились на принципах выделения финансовой помощи, ее целевого и эффективного использования. В этой связи было отмечено, что следует финансировать не организацию в общем, а ее конкретные программы. Подчеркивалась также необходимость освещения реализованных проектов в СМИ. Арарат Даниелян отметил, что власти Нагорного Карабаха придают большое значение деятельности общественных структур и делают все возможное для содействия им. По его словам, из года в год растет размер оказываемой НПО финансовой помощи из госбюджета: в нынешнем году правительство выделило действующим в республике общественным организациям и периодическим изданиям 36 миллионов драмов. Вице-премьер отметил также, что необходимо поднять на качественно новый уровень взаимоотношения между правительством и неправительственным сектором, отказавшись от старых методов работы. Было предложено разделить деятельность общественных организаций по сферам, избрав от каждой сферы представителя в общий совет. С сожалением было констатировано, что из почти 100 зарегистрированных в НКР организаций лишь примерно пятая часть реально действует. При этом вице-премьер с удовлетворением отметил новые организации, которые, по его словам, реально занимаются общественно полезной деятельностью, в прошлом носившей лишь декларативный характер.

15 сентября в Степанакерте, на улице Экимяна, был освящен фундамент церкви святого Акопа (Иакова), пишет газета "Азат Арцах". На церемонии освящения присутствовали священнослужители Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви, официальные лица, верующие. Здесь же присутствовал и меценат из диаспоры Ваче Ефремян, при спонсорстве которого будет осуществляться строительство церкви. Архепископ Прагев Мартиросян отметил, что брат благотворителя - Акоп, чьим именем будет названа церковь, умер в молодом возрасте, посему благотворитель счел, что лучшей памятью о брате будет сооружение для арцахцев церкви. По словам Ефремяна, идея возведения в Степанакерте церкви созрела у него в ходе непосредственных бесед с пастырем Арцахской епархии ААЦ архиепископом Паргевом Мартиросяном. "Для меня было неожиданностью, когда архиепископ сказал, что в Степанакерте нет по сей день церкви. И тогда у меня созрела идея возведения для населения Степанакерта церкви. Пусть народ приходит сюда молиться, креститься, венчаться и одновременно всегда хранит память о моем брате", - отметил Ефремян. Пастырь Арцахской епрахии также сообщил, что, по всей вероятности, работы по возведению церкви завершатся весной. А во второй половине октября в столице приступят к строительству кафедрального собора. По словам архиепископа Паргева Мартиросяна, его строительство продолжится 2-3 года. Присутствующий на церемонии освящения вице-премьер Нагорного Карабаха Арарат Даниелян от имени властей старны выразил признательность благотворителю из Лос-Анджелеса: "Сегодня мы стали очевидцами прекрасной церемонии. Давно возникла необходимость возведения церкви в Степанакерте. Наше население будет иметь возможность и молиться, и выполнять здесь все христианские обряды. Одним словом, народ получит духовную пищу, благословляя благотворителя и вечно сохранит светлую память о его брате", - отметил Даниелян.

Степанакертская газета "Азат Арцах" в другой своей статье сообщает, что усилиями Шаумянской райадминистрации сотовая связь появилась и в Шаумянском районе. Станция установлена на горе недалеко от райцентра. Сотовой связью обеспечены села Верин шен, Геташен, Манашид, Браджур и город Карвачар. В дальнейшем такие же работы будут выполнены в остальных селах. В программу компании "Карабах Телеком" входит установка обычной телефонной станции в райцентре, что более доступно для населения.

Среди самых перспективных отраслей правительство Нагорного Карабаха отмечает гостиничный бизнес, в который одним из первых вложили инвестиции представители армянской диаспоры различных стран мира.Как сообщает ИА REGNUM, cерьезные капиталовложения были сделаны армянами из США, Великобритании, Австралии, Швейцарии и других стран. В частности, в разных районах Нагорного Карабаха швейцарской компанией "Сиркап Армения" построено несколько современных гостиниц на общую сумму свыше $1,5 млн. Хозяева гостиниц довольны режимом налогообложения в НКР. Так, директор одной из самых крупных в Степанакерте гостиниц "Наири", гражданин Австралии Акоб Абулакян отмечает, что гостиница на 3 года была освобождена от налогов, а выплачиваемые им сегодня налоги почти в 2 раза меньше, чем в сфере аналогичного гостиничного бизнеса в Австралии. За 4 года деятельности число посетителей "Наири" - как из ближнего, так и из дальнего зарубежья - увеличилось примерно на 30 процентов. Специалисты считают, что гостиничному бизнесу в НКР во многом может содействовать открытие воздушного пути, связывающего Нагорный Карабах с Арменией.