С 2006 года Россия вступает во второй этап административной реформы. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, с основными положениями Концепции административной реформы на 2006 - 2008 гг., разработанной Минэкономразвития, и соответствующими планами действий Правительства 23 сентября познакомил журналистов директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров. Данная концепция, по его словам, получила одобрение правительственной комиссии по проведению административной реформы и в ближайшее время будет утверждена решением Правительства.

После того, как на первом этапе реформы было произведено изменение организационной структуры Правительства России, перераспределены функций между федеральными органами исполнительной власти и ликвидированы избыточные функции, превратившиеся в административные барьеры, "ставится задача сделать государственные услуги, которые оказываются гражданам, доступными, качественными и, если хотите, комфортными",- заявил Андрей Шаров.

В настоящее время, сообщил он, согласно данным социологических опросов, только 14% россиян удовлетворены качеством государственных услуг. В то же время в Канаде, которая считается весьма продвинутой страной в области предоставления государственных услуг населению, число довольных граждан составляет 56%. Согласно Концепции предполагается к 2008 году довести количество россиян, удовлетворенных качеством оказания госуслуг, до 50%, а к 2010 г. - до 70%.

"Нам не хотелось бы ставить перед собой малоамбициозные цели",- такой фразой Андрей Шаров отреагировал на высказанное одним из журналистов сомнение в реалистичности подобных планов.

Вторая цель предстоящего этапа административной реформы, по словам Андрея Шарова, - радикальное снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государственными органами. Если в Германии в настоящее время такие издержки составляют 3,5% от прибыли, то в России, по данным ОПОРЫ России - 8,5% от выручки. Разработчики реформы планируют снизить к 2008 году этот показатель до 5%, а к 2010 году - до 3% от прибыли.

Третья цель - повышение внутренней эффективности администрирования власти. При этом ставится цель добиться того, чтобы к 2008 году Россия вошла в число 50 лучших стран с наиболее эффективным государственным управлением, а к 2010 году - в тридцатку в соответствии с индексом GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который рассчитывается Всемирным Банком раз в два года для 209 стран. В настоящее время, по состоянию на 2004 г. Россия находится в нижней части этого рейтинга. Индекс GRICS строится на основании оценки таких параметров как эффективность правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль коррупции.

В основу концепции второго этапа административной реформы положена оценка деятельности государственных органов с точки зрения эффективности достижения общественно значимых целей, сообщил Андрей Шаров.

В 2006 году, по его словам, завершится работа по ликвидации избыточных функций федеральных органов исполнительной власти.

На втором этапе реформы предполагается введение обязательной независимой антикоррупционной экспертизы вех законопроект и ряда нормативных актов, прежде всего тех, которые будут затрагивать права и свободы человека и касаться государственного регулирования бизнеса, сообщил он. При этом в ведомствах, где риск коррупции особенно велик (правоохранительные органы, ведомства, имеющие дела с управлением имуществом и госзаказом) должны быть разработаны собственные антикоррупционные программы. По мнению Андрея Шарова, если удастся существенно уменьшить коррупцию в государственном аппарате, это благотворно скажется на инвестиционном климате в стране.

Управление административной реформой в целом будет осуществляться соответствующей правительственной комиссией, причем в каждом ведомстве будет назначено лицо, ответственное за проведение реформы. Ведомствами будут разработаны свои программы, исполнение которых в ежемесячном режиме будет контролироваться на заседаниях комиссии.

В целом проведение административной реформы, по словам Андрея Шарова, не потребует дополнительного финансирования. Реформа будет осуществляться в рамках текущего финансирования ведомств. В то же время, сообщил он, в 2006 году будет выделено 470 млн. рублей для разработки методической базы, а также для поощрения по итогам года 7-8 федеральных органов исполнительной власти и 7-8 регионов, которые наиболее успешно будут проводить административную реформу.