Анатолий Голомолзин: "Объективных предпосылок для существенного роста цен на бензин не имеется"

Москва, 20 сентября 2005, 23:38 — REGNUM  Для стабилизации ситуации с ростом цен на рынке нефтепродуктов достаточно принятия комплекса мер экономического характера, направленных на изменение существующей структуры рынка, считает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Об этом он рассказал 20 сентября на пресс-конференции в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Такими мерами, по мнению Голомолзина, могут стать введение дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), сезонное увеличение экспортных пошлин и изменение акцизных ставок на нефть, введение механизма биржевой торговли на рынке нефтепродуктов, а также принятие ряда законодательных и подзаконных актов, направленных как на ужесточение наказания для нарушителей антимонопольного законодательства, так и на стабилизацию роста цен путем государственных закупочных интервенций на рынке нефтепродуктов.

"Объективных предпосылок для существенного роста цен не имеется. Обострение ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов в первую очередь объясняется сложившейся структурой рынка, который в настоящее время поделен между нефтяными компаниями, - рассказал он. - Как правило, в тех регионах, где компании занимают доминирующее положение, общий уровень цен несколько выше, чем в тех регионах, где имеет место конкурентная ситуация, когда поставками нефти занимаются несколько компаний". При этом, по данным ФАС, доля малых независимых нефтедобывающих компаний в общем объеме добычи нефти неуклонно снижается. До 1999 года она составляла 12-13%, в 2003 году - 6,4%, в 2004 - 5,1%, а за 7 месяцев 2005 - 4,4%. Одну из основных причин такого положения руководство ФАС видит в плоской шкале налогообложения, которая зависит от уровня цен мирового рынка и не учитывает реальных геологических и экономических условий месторождения, а также возможностей и условий поставки нефти на внешний и внутренний рынок. В итоге независимые компании оказываются в неравном положении с крупными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), что и приводит к вытеснению с рынка первых и монополизации бизнеса вторых.

В этих условиях, по словам Голомолзина, ФАС считает необходимым проведение комплексных изменений НДПИ, включая отказ от привязки к мировым ценам на нефть, отказ от повышения базовой ставки (приводящего к сокращению глубокой разработки месторождений, когда компании компенсируют рост НДПИ разработкой верхних удобных слоев), разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, а также возможности и условия поставок нефти на внешний и внутренний рынки. Кроме того, по мнению руководства ФАС, демонополизации внутреннего розничного рынка продажи нефтепродуктов могло бы способствовать распределение земельных участков под застройку АЗС на открытых торгах, в отличие от действующей сегодня в регионах схеме, когда земля распределяется между структурами, аффилированными с органами власти региона. По словам Анатолия Голомолзина, соответствующие рекомендации главам всех субъектов федерации были направлены Федеральной антимонопольной службой еще полгода назад. В них также содержались предложения о запрете на предоставление земельных участков под АЗС тем компаниям или их группам, которые в данном регионе занимают долю в 50 и более процентов на рынке розничной реализации нефтепродуктов и сжиженных газов. Помимо этого, ФАС рекомендовал руководителям территориальных управлений создать специальные группы по контролю выполнения требований, выставленных региональным нефтеперерабатывающим заводам о недискриминационном доступе независимых компаний к услугам по переработке нефти и хранению нефтепродуктов.

В частности, подобные рабочие группы контроля и мониторинга с участием представителей территориальных управлений ФАС, региональных администраций и общественных организаций промышленников и предпринимателей созданы в этом году в Оренбургской и Рязанской областях. Говоря о мерах, непосредственно влияющих на внутреннюю ценовую политику, заместитель руководителя ФАС особое внимание уделил экспортным пошлинам, которые, по его мнению, не оказывают должного влияния на развитие нефтепереработки для потребления на внутреннем рынке. "Известно, что на внутренний рынок поставляется только ¼ от всего объема нефти, которая была добыта. То есть 50% нефти уходит сразу на экспорт, 50% поставляется на НПЗ, далее перерабатывается, и только половина из этих продуктов идет на внутренний рынок, остальное на экспорт, - пояснил он. - Более половины всего дизельного топлива и более 60% мазута у нас идет на экспорт". Кроме того, до сих пор при установлении размера пошлин как на нефть, так и на нефтепродукты не учитывался фактор сезонности. В настоящее время ФАС считает необходимым вернуться к коэффициенту 0,9 в качестве базы для расчета соответствующих ставок по корзине нефтепродуктов, причем в период с октября по март применять коэффициент 0,65 для светлых нефтепродуктов, а с апреля по сентябрь - коэффициент 0,9-1,0.

"Обращаю ваше внимание на то, что с 1 октября правительством вводится пошлина на нефть в размере 180 долларов за тонну, что существенно снижает привлекательность экспорта в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешнего рынка, - подчеркнул Анатолий Голомолзин. - Это означает, что большие объемы нефти будут оставаться на внутреннем рынке и соответственно возрастет предложение его потребителям". Обращаясь к сфере законодательства, заместитель руководителя ФАС рассказал, что во исполнение Федерального закона № 94 от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" агентство подготовило и направило в Минэкономразвития проекты постановлений Правительства РФ "Об утверждении порядка проведения биржевых торгов нефтепродуктами в Российской Федерации для обеспечения государственных нужд" и "О проведении государственных закупочных интервенций на рынке нефтепродуктов". По мнению Анатолия Голомолзина, если первое постановление направлено на введение механизма биржевой торговли на рынке нефти и нефтепродуктов, то второе позволит государству реально стабилизировать цены на этом рынке, используя при этом только рыночные механизмы воздействия.

Кроме этого, для повышения эффективности антимонопольного законодательства руководство ФАС рассчитывает на принятие Госдумой в осеннюю сессию закона "О защите конкуренции". Новым законом, уже прошедшим первое чтение, впервые будут введены и определены такие понятия как "коллективный рынок", "совместное доминирование хозяйствующих субъектов", "координация деятельности", разграничены понятия "соглашения хозяйствующих субъектов" и "согласованные действия", а также введено понятие "государственной помощи". Вместе с тем в новой редакции Кодекса административных правонарушений будет изменен принцип расчета штрафных санкций для нарушителей антимонопольного законодательства - от привязки к МРОТ к привязке к процентам годового оборота компании: до 2% при злоупотреблении доминирующим положением и до 4% для случая картельного сговора.

По данным ФАС, представленным в ходе пресс-конференции, в настоящее время 63% субъектов федерации находятся в зоне высококонцентрированных рынков нефтепродуктов. В частности, по итогам 2004 года на рынке оптовой реализации нефтепродуктов занимали долю в размере более 35%:
- ОАО "Тюменская нефтяная компания" - в границах Республики Карелия, Тульской, Саратовской, Рязанской, Курской и Калужской областей с максимальным коэффициентом в Рязанской области - 86-95%;
- ОАО "Нефтяная компания "Юкос" - в границах Красноярского края, Республики Хакасия, Липецкой, Томской, Белгородской, Воронежской и Орловской, Брянской, Иркутской, Пензенской и Тамбовской областей с максимальным коэффициентом в Орловской области - 73-79%;
- ОАО "ЛУКОЙЛ" - в границах Волгоградской, Челябинской, Кировской, Нижегородской, Владимирской, Вологодской, Пермской областей, Республик Чувашии, Марий-Эл, Ингушетии, Коми и Адыгеи с максимальным коэффициентом в Республике Адыгея - 92-89%;
- ОАО "Сибнефть" - в границах Красноярского и Алтайского краев, Республики Тува, Омской, Новосибирской, Кемеровской и Свердловской областей с максимальным коэффициентом в Республике Тува - около 100%.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.