МИД Карабаха пока не высказывает свою позицию относительно доклада Международной кризисной группы
Азербайджан, 16 сентября, 2005, 16:29 — ИА Регнум. МИД Нагорного Карабаха в ближайшее время выразит свою позицию относительно доклада Международной кризисной группы (МКГ) по урегулированию карабахского конфликта. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, об этом заявил министр иностранных дел НКР Арман Меликян в ходе состоявшейся 16 сентября встречи с местными и аккредитоваными в НК журналистами.
"Мы сейчас обсуждаем этот доклад, уже есть определенные сформировавшиеся подходы. Вопрос не в том, насколько представлена в докладе проармянская или проазербайджанская позиция. Мы в первую очередь должны понять, какое значение имеет доклад для его составителей и каким целям он должен служить в будущем. Очевидно, что доклад подготовлен для содействия переговорному процессу, и наверное, будет использован посредниками Минской группы ОБСЕ и другими структурами. Несомненно, в докладе имеются положения, которые мы считаем объективными и целесообразными. Есть также положения, которые однозначно входят в противоречие с нашими позициями. Однако, несомненно, составители доклада являются специалистами высокого уровня и очень хорошо понимают, какую работу и для чего они выполняют. После тщательного изучения доклада мы подготовим свой письменный комментарий, который, думаю, будет достаточно объемистым", - сказал Арман Меликян. По мнению главы внешнеполитического ведомства НКР, доклад Международной кризисной группы сыграет положительную роль, так так в нем достаточно четко отмечается, что Армения не оккупировала какую-либо территорию Азербайджана и что находящиеся на территории НКР вооруженные силы, по сути, подчиняются властям НКР.
Отметим, что в докладе МКГ "Нагорный Карабах: отчет из зоны конфликта", нашли отражение взгляды на нынешнее положение в Нагорном Карабахе и окрестных районах и на решение конфликта. В документе отмечается, что до подписания соглашения о перемирии в 1994 году погибло 18500 человек, более 1 миллиона людей стали вынужденными переселенцами и беженцами: "В последующие 10 лет жизнь в Нагорном Карабахе немного нормализовалась. Однако до сих пор ничего не сделано для восстановления прав жертв войны", - говорится в документе. В отчете отмечается, что стороны не смогли прийти к общему мнению по статусу Нагорного Карабаха: "Азербайджанская сторона заявляет, что в этом вопросе международное право на их стороне, и в случае неудачи на переговорах они применят силу для восстановления своей территориальной целостности. А Ереван заявляет, что до войны большинство проживающих в Нагорном Карабахе составляли армяне, которые на законных основаниях воспользовались своим правом определять свою судьбу. По мнению Еревана, Азербайджан незаконно применил силу против мирного населения и попытался очистить от армян территорию Нагорного Карабаха и окрестных районов. Ереван настаивает на том, чтобы в случае возвращения части территорий Азербайджану, на высоком уровне гарантировалось бы обеспечение безопасности армян. Только после предоставления такой гарантии территории могут быть возвращены. Власть, де-факто существующая в Степанакерте, настаивает на том, что они создали Нагорный Карабах заново, создали там демократические институты и положили основу развивающейся экономики. По их мнению, они достойны признания на международной арене, потому что создали такое положение". По мнению МКГ, наиболее необходимыми условиями для урегулирования должны стать взаимная безопасность и толерантность. Азербайджанцы и армяне должны жить в условиях толерантности в Нагорном Карабахе и окрестных районах, должны жить без ощущения страха, свободно работать и передвигаться. Для этого здесь необходимо установить демократические принципы. Некоторые азербайджанцы и армяне уже сейчас представляют себе такое будущее".
Эксперты МКГ также заявляют, что диалогу и достижению мира между сторонами конфликта препятствуют несколько факторов: "Нагнетание атмосферы национализма между двумя народами препятствует диалогу и достижению мира. Каждая из сторон разработала Концепцию для доказательства принадлежности Нагорного Карабаха именно к ней, каждый по-своему интерпретируя историю. При этом притязания одной стороны отрицают существование истории и права противоположной".
Большинство населения, в частности, представители молодого поколения, считают, что после этого ни может быть и речи о совместном проживании. Армяне подготовили о себе концепцию "жертв". Впервые эта концепция возникла после политики Османской Империи, примененной против армян. И сегодня "страх стать жертвой" является основным средством и причиной, оправдывающим создание незаконных структур власти в Нагорном Карабахе и ненависть по отношению к азербайджанцам. Другим фактором является претензии армян Нагорного Карабаха. Они заявляют, что должны получить серьезные гарантии безопасности против "подготовленного правительством Азербайджана плана геноцида в отношении их", и лишь после этого может начаться освобождение "взаимно оккупированных территорий". Они считают 6 районов, которые окружают Нагорный Карабах, "полосой безопасности", а Лачинский район - "жизненно важной коммуникационной дорогой". Степанакерт заявляет, что 6 районов вокруг Нагорного Карабаха им необходимы в качестве буферной зоны, которая играет важнейшую роль в решении проблемы безопасности и предотвращении обстрелов мирного населения. До начала процесса освобождения территорий они требуют серьезных военных и политических гарантий. Азербайджанцы же считают, что наличие тысяч вооруженных армян не дает гарантии их безопасности. Нет никаких гарантий тому, что вооруженные армяне не нападут на них еще раз. В случае, если вооруженные силы покинут территорию Нагорного Карабаха, то большинство азербайджанских беженцев, рискуя своими жизнями, готовы вернуться на свои земли". Текст документа приводит агентство АПА.