Как уже сообщало ИА REGNUM, 6 сентября экс-премьер-министр Киргизии Николай Танаев был задержан на пограничном пункте "Ак жол" при попытке покинуть Бишкек. В результате чего Генеральная прокуратура Киргизии 6 сентября изменила экс-премьер-министру Николаю Танаеву меру пресечения "личное поручительство" на заключение под стражу. В связи с этим Николай Танаев распространил заявление, в первую очередь адресованное президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву, генеральному прокурору Азимбеку Бекназарову и председателю Верховного Суда Киргизии Курманбеку Осмонову (приводится с сокращениями):

"После моей отставки, принятой 25 марта 2005 года ЖК КР, я дважды выезжал в Российскую Федерацию - первый раз в качестве посредника по досрочному сложению полномочий первым президентом Кыргызской Республики Акаева А.А., а затем по личным причинам.

В период моего второго отсутствия в стране началась компания по дискредитации моей личности и членов моей семьи, были заведены уголовные дела по фактам строительства Республиканского культурно-делового центра, приобретения машин для руководителей областных и городских администраций и перечисление средств на счёт Резервного фонда премьер-министра.

Генпрокуратурой были направлены документы в Интерпол об объявлении меня в розыск, был выписан ордер на мой арест и это в моё отсутствие, без вызовов меня на допрос или оповещения меня лично.

Обо всем этом я узнал из средств массовой информации, находясь в России. Интерпол, изучив представленные материалы, отказал Генпрокуратуре Киргизии в объявлении меня в розыск. Несмотря на то, что я мог бы спокойно жить и работать в России, попросить политическое убежище, я добровольно, заручившись устными гарантиями высших должностных лиц Кыргызской Республики, Посла КР в России Джумагулова А.Д., приехал в нашу страну для дачи показаний по всем интересующим правоохранительные органы вопросам.

Устные гарантии, которые давали мне о моём пребывании в стране, не предполагали дачи подписки о невыезде или получении поручительства от депутатов Жогорку Кенеша.

По прибытию в Генпрокуратуру КР мне было предъявлено обвинение и, кроме того, для изменения меры пресечения - ареста - на свободное перемещение, у меня потребовали поручительство трёх депутатов ЖК КР или, в противном случае, я должен был быть препровождён в СИЗО.

Я считаю, что нарушены все гарантии данные мне перед приездом в страну, это просто была спланированная акция, чтобы раскрутить "громкое" уголовное дело и довести его до суда. Но, несмотря на это, я постоянно давал показания по всем материалам и отвечал на все вопросы, задаваемые мне следователями. Президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым мне было дано согласие на свободное перемещение с выездом за пределы страны.

В связи с тем, что у меня на следующей неделе до 9 сентября не было вызовов в правоохранительные органы, я решил на один день выехать в город Алматы для решения некоторых будущих производственных вопросов. Я выехал днём, открыто. При подъезде к пограничному посту "Ак-Жол", машина, на которой я ехал, была остановлена. Пограничники проверили мой паспорт, поинтересовались моим здоровьем, пожелали счастливого пути.

Но после того, как я вышел из машины и пешком пошёл к казахскому пропускному пункту, с извинениями был остановлен киргизскими пограничниками, которые не объяснили причину задержки. Затем, после долгих переговоров со своим руководством они препроводили меня в Генпрокуратуру КР, где мне без допроса изменили меру пресечения на содержание в СИЗО. Я не нарушал правила перехода через границу, у меня и в мыслях не было желания покинуть страну.

В связи с чем, уважаемый Курманбек Салиевич и Азимбек Анаркулович, прошу Вашего вмешательства в восстановлении меры пресечения под существующее поручительство депутатов ЖК КР.

Уважаемый Курманбек Салиевич, учитывая, что все мероприятия (решение о строительстве Республиканского культурно-делового центра (РКДЦ) с включением в его состав Дворца Республики, резиденции для проведения международных встреч на самом высоком уровне и замена автомобильного парка Администрации Президента КР, Правительства КР, облгоррайадминистраций, - ИА REGNUM) осуществлялись в целях развития экономики страны, обеспечения нормального функционирования соответствующих структур, обеспечения безопасности проведения межгосударственных мероприятий, убедительно прошу Вас, образовать государственную комиссию по проверке изложенного мною в данном заявлении. Вся моя деятельность на посту первого вице - Премьер-министра КР, а затем и Премьер-министра КР, была направлена на развитие экономики КР, и мне непонятно, почему я должен нести ответственность именно за это".