Конкурс на право осуществления пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге будет объявлен до 15 сентября, и ГУП "Пассажиравтотранс" не будет в нем участвовать, так как без конкурса сохранит за собой 50% городских пассажирских перевозок на социальных маршрутах. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом журналистам на пресс-конференции сегодня, 7 сентября, сообщил председатель комитета по транспорту петербургской администрации Александр Дацюк. Ожидается, что в течение первого квартала 2006 года "Пассажиравтотранс" передаст победителям конкурса оставшиеся 50% своей маршрутной сети, и окончательно переход на новую систему завершится к 1 апреля 2006 года.

Всего на конкурс будет выставлено 224 социальных маршрута, для их обслуживания перевозчикам необходимо аккумулировать около свыше 600 автобусов большой вместимости. Дацюк сказал, что для победы в конкурсе участник должен предъявить минимальные требования по субсидированию из городского бюджета по социальным маршрутам, а также в собственности у него должны быть автобусы большой вместимости в количестве не менее 50% от необходимого для обслуживания социального маршрута парка (остальные автобусы могут быть арендованы). За каждый выигранный "социальный" лот победитель получит право обслуживать шесть коммерческих маршрутов, на которых работает в настоящее время. Срок действия государственного контракта с перевозчиком - 5 лет.

Часть неликвидных коммерческих маршрутов (около ста), которые останутся после основного конкурса, выставят на новый тендер для всех желающих. При этом договор на их обслуживание будет заключаться на один год. Дацюк отметил, что не может сказать, будут ли повышаться тарифы на проезд в общественном транспорте в 2006 году, сославшись на то, что решение по этому поводу принимает трехсторонняя комиссия (по предложению Смольного - прим. ИА REGNUM).

Михаил Богданов, заместитель генерального директора ОАО "Третий парк", одного из крупнейших перевозчиков в городе, утверждает, что 90% перевозчиков одобряют условия проведения конкурса, которые с учетом предложенных ими корректив внесли разработчики реформы - комитет по транспорту и комитет экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга. По его словам, перевозчики закупают технику, обновляют ремонтные базы. "Мы четко осознаем - вступаем в новую для себя сферу жизни", - заявил Богданов.

Условия нового конкурса вызывают у генерального директора ООО "Престиж-авто" Андрея Колосова, после иска которого в арбитражный суд сорвался первый пассажирский конкурс, настороженную реакцию. "Претендент должен иметь минимум 10 автобусов большой вместимости, стоимость одной машины производства Ликинского автобусного завода - почти 2 млн рублей, не все небольшие участники рынка могут себе позволить выложить 20 миллионов", - сказал Колосов. Тем не менее, по его словам, "Престиж-авто" вошел в консорциум с другими мелкими автопассажирскими компаниями и намерен принять участие в конкурсе. Колосов заявил, что если в дальнейшем у компании будут претензии по поводу несовершенства конкурса, она может подать в суд.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен признал на пресс-конференции, что условия конкурса могли быть более гибкими. "Не идеальная схема", - сказал он, добавив, что по его мнению, схема будет дорабатываться в дальнейшем.

Первый заместитель генерального директора ГУП "Пассажиравтотранс" Игорь Маилов, который возглавляет также НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров", отметил, что концепция нового конкурса "безусловно более мягкая" по сравнению с тем конкурсом, что комитет по транспорту пытался провести в 2004-2005 годах. По его оценке, на конкурсе будет разыграно всего лишь 20-25% всей выставляемой социальной сети, остальное "методом у единственного источника" достанется "Пассажиравтотрансу" либо другим крупным участникам рынка. Новая реформа разработана не для крупных игроков - таких как "Третий парк" или "Питер-Авто", сказал Маилов. По его словам, такая схема проведения конкурса более выгодна для "средних" участников рынка.

По словам Маилова, сейчас ГУП "Пассажиравтотранс" ведет работу над сокращением издержек, в частности, закрывая производственные площадки, которые могут быть переданы ГУ "Фонд имущества" для проведения торгов, либо под застройку коммерческой недвижимости, либо игрокам автобусного рынка для оборудования своих ремонтных баз. Претендентом на эти ремонтные базы может стать ООО "ПТК" - дочерняя структура Петербургской топливной компании, которая объявила о планах принять активное участие в конкурсе и уже подписала контракт на поставку первых автобусов.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен, который курирует проведение реформы пассажирских перевозок, добавил в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM, что Смольный рассматривает возможность акционирования ГУП "Пассажиравтотранс", однако не назвал сроки возможного изменения формы собственности (если акционирование пройдет, собственником предприятия останется государство).