Общие доходы бюджета Новосибирской области за полгода составили 13 573,2 млн рублей (49,3% от годовых планов), что на 70,9% больше, чем в первом полугодии 2004 года. Как 31 августа рассказали ИА REGNUM в пресс-службе Новосибирского областного Совета депутатов, отчет об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2005 года на заседании комитета по бюджетной политике предстваил начальник управления финансов и налоговой политики области Леонид Горнин.

От годового плана собственных доходов области собрано 47%, что на 7,3% выше аналогичного показателя 2004 года. Общий объем налоговых доходов составил 9 357,1 млн рублей или 48,1% к годовым бюджетным назначениям. Уровень поступлений от основных бюджетообразующих налогов также достаточно высок: налог на прибыль организаций - 59,7% от плана; налог на доходы физических лиц - 39,6%; налог на имущество организаций - 48,45%. За полгода почти в полном объеме собраны годовые доходы по налогу на наследование или дарение и транспортному налогу: 94,5% и 89,2%.

Объем неналоговых доходов составил 192,6 млн рублей (22% от годового плана), что ниже аналогичного показателя 2004 года на 4,9 млн рублей. Основную долю безвозмездных поступлений составили дотации из федерального бюджета (2 816,0 млн рублей или 76,1% общего объема безвозмездных перечислений). Доходы от предпринимательской деятельности составили 326 млн рублей (55,5% от годовых назначений), что на 98,7 млн рублей больше, чем за 1 полугодие 2004 года.

Гораздо лучше, чем в прошлом году выглядит ситуация с динамикой дефицита бюджета и внутреннего долга области. Дефицит областного бюджета составил в 1 полугодии 385 027 тыс. рублей или 56% от планового годового объема бюджетного дефицита. От объема собственных доходов областного бюджета эта сумма составляет 3,9%. Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга составили в 1 полугодии 662 060,2 тыс. рублей, или 53,3% к годовому плану.

Расходы областного бюджета близки к доходам: за январь-июнь 2005 года составили 13 958,2 млн рублей или 49,5% от утвержденного бюджета на год. Выше среднего уровня отмечено финансирование по общегосударственным вопросам (91,5%), сельскому хозяйству и рыболовству (103%), жилищному хозяйству (78%), отдельным вопросам в области социальной политики (99%).

Наименьшие показатели отмечены в финансировании судебной системы (24,1%) и высшего образования (36,9%). Ниже среднего профинансированы капитальные вложения - на 36,7% к годовым бюджетным назначениям (всего в сумме 557,7 млн рублей). Но и эта сумма в 2,1 раза больше по сравнению с 1 полугодием 2004 года. Как отметили в пресс-службе, более всего депутатов беспокоило два момента: слабое финансирование областных целевых программ и объемы финансовой помощи муниципальным образованиям.

Что касается целевых программ, то в 1 полугодии 2005 года их финансирование составило лишь 20,6% от плана или 115 449,8 тыс. рублей. При этом 6 из 21 программы вообще не финансировались (среди них, например, "Обеспечение населения питьевой водой...", "Государственная поддержка инвестиционной деятельности..."), еще 5 программ профинансированы максимум на 5%. К примеру, на программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии..." и "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей..." выделено всего 1,5% от запланированного. А программа "Газификация Новосибирской области..." профинансирована всего на 5,6 тыс. рублей, или 0,015% от запланированного на 2005 год объема, на чем заострил внимание облначфина Сергей Канунников. Практически не выделялись ассигнования на развитие сельской и городской телефонной связи (0,4% к годовому плану).

На финансовую помощь бюджетам других уровней было направлено 2 197,9 млн. рублей, или 39,9% общего объема межбюджетных трансфертов. Практически все эти средства в виде дотаций ушли на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образования. При этом ряду поселений уже в 1 квартале 2005 года практически полностью был передан объем дотаций запланированный на год, тогда как поселку Кольцово и Оби дотации не выделялись. Существенно недофинансировался ряд сельсоветов Искитимского, Коченевского, Новосибирского, Тогучинского районов.

Депутаты пришли к выводу - запланированный на год объем дотаций не соответствует потребностям муниципальных образований, что может привести к невозможности исполнения ими своих обязательств перед населением. Поэтому, резюмировал председатель комитета Виктор Осин, при внесении изменений в областной бюджет на 2005 год, что ориентировочно запланировано на сентябрь, необходимо произвести корректировки объемов дотаций муниципальным образованиям области.