25 августа в Центральном доме журналиста в Москве состоялась пресс-конференция на тему "О состоянии содержания заключенных в России в 2004-2005 гг." и презентация доклада общероссийского общественного движения "За права человека" "Российский Абу-Грейб - 2". В мероприятии приняли участие исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, адвокат Елена Липцер, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Кризис российской пенитенциарной системы стал очевиден в последние два года, подчеркнул Лев Пономарев. По словам правозащитника, доклад под названием "Российский Абу-Грейб" впервые был подготовлен в 2004 году, когда название американской тюрьмы стало символом насилия в местах лишения свободы. События, произошедшие летом 2005 года в Льговской колонии ОХ-30/3, в очередной раз подтвердили, что этот символ актуален и для России. Тогда, в ночь на 27 июня заключенные Льговской колонии в знак протеста против плохих условий содержания, нанесли себе ранения, протестуя против условий содержания. По разным данным, в акции приняли участие от 270 до 800 человек. В Федеральной службе исполнения наказаний утверждали, что ранения большинства заключенных незначительны (порезы и царапины), хотя по словам родственников заключенных и правозащитников, участники акции вскрыли себе вены.

Льговские события - не единственный подобный инцидент, считают правозащитники; в представленном докладе содержатся многочисленные сведения, полученные от самих заключенных и их родственников, свидетельствующие о том, что пытки и издевательства над заключенными со стороны сотрудников тюрем - распространенная практика. Льговские события отличаются лишь масштабом; в связи с этим им посвящена целая глава доклада. При этом, подчеркнул Пономарев, можно с уверенностью утверждать: пытки в тюрьмах - не просто цепь случайностей, но целенаправленная политика, направленная на ужесточение наказаний и на то, чтобы сломить достоинство заключенных, причиняя им физические и моральные страдания. В 2--4 году зафиксировано более 10 попыток заключенных защитить свои права законными средствами, как то: голодовка или нанесение себе физических повреждений. Характерно, что за последние два года такие попытки резко участились, подчеркнул Пономарев; не в последнюю очередь, по его мнению, это связано с тем, что за этот период было назначено около 50 новых начальников колоний, которые, видимо, получили указания проводить подобную политику обращения с заключенными.

"Для того, чтобы не допустить дальнейшего нарушения прав человека, выход только один - осуществить дополнительный гражданский контроль в местах лишения свободы, - отметил правозащитник. Те же руководители колоний, которые виноваты в подобных нарушениях, должны быть отстранены от должности.

По словам Людмилы Алексеевой, в первые годы после падения советского строя между правозащитниками и руководством ГУИН существовало достаточно эффективное сотрудничество, но постепенно отношения становились все более напряженными и в настоящее время со стороны органов власти оказывается значительное противодействие правозащитной деятельности. Более того, подчеркнул Алексеева, руководство ФСИН РФ неоднократно обвиняло правозащитников в том, что это они провоцируют волнения в среде заключенных. В свою очередь, председатель Гражданского комитета по защите заключенных Александр Любославский отметил, что на обращениями, связанные с нарушением прав заключенных, прокуратура и ГУИН реагируют крайне неохотно и, как правило, не подтверждают негативных фактов. "Надо обращаться в суды; несмотря на то, что мы не рассчитываем на их поддержку, прохождение первой инстанции дает право обращаться в Европейский суд, - пояснил Любославский.

Что касается событий в Льговской колонии, то, по словам адвоката Елены Липцер, несмотря на масштаб событий, потерпевшим официально признан только один человек, и возбуждено 2 уголовных дела против сотрудников колонии (за избиение). При этом, добавила адвокат, даже если дело будет доведено до конца, сотрудникам колонии, скорее всего, будет присужден условный срок.