24 августа в Московском доме национальностей состоялся круглый стол "Воспитание толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде". Организаторами выступили департамент образования г. Москвы и управление образования Восточного административного округа Москвы совместно с комитетом межрегиональных связей и национальной политики, комитетом по связям с религиозными организациями г. Москвы, рабочей группой по образованию Межнационального консультативного совета при правительстве Москвы и Московским домом национальностей. В работе круглого стола приняли участие представители столичного правительства, руководители общеобразовательных учреждений, представители науки, высших и средних специальных учебных заведений, представители городских национально-культурных объединений, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам заместителя руководителя департамента образования города Москвы Юрия Горячева, в предстоящем учебном году вопрос воспитания политической культуры, межнационального образования учащихся, а также их родителей и самих преподавателей будет в центре внимания. Проблема недопонимания, напряженности между представителями различных этнических групп стоит для Москвы - крупного многонационального города - достаточно остро, отметил Горячев. "Особенно это проявляется там, где руководители школ и педагоги, родительские комитеты и советы учащихся не нацелены на совместную, целенаправленную воспитательную работу по созданию в школах атмосферы межнационального понимания и согласия, - добавил он.

По словам Горячева, интенсивный приток мигрантов характерен не только для Москвы, но и еще для ряда крупных и относительно благополучных регионов России; в целом, это явление международное. Число международных мигрантов увеличилось в 76 млн. в 1960 г. до 175 млн. в 2000 г. При этом 30 млн. человек составляет число мигрантов без документов или с неправильно оформленными документами. Характерно, отметил Юрий Горячев, что все больше мигрантов едет в страны с высоким уровнем жизни, стремясь сохранить культурные связи с родиной; таким образом, нежелание интегрироваться в культуру новой страны проживания порождает напряженность в отношениях с коренным населением и, с другой стороны, провоцирует активность национал-экстремистов. Несмотря на то, что мигранты объективно необходимы развитым странам с учетом сокращения численности населения в этих странах, миграционная политика стала причиной раскола общества во многих странах, не только в сфере рынка труда, но и образования, культуры и т.д.

Неблагоприятные социально-экономические условия стали причиной роста молодежных ультраэкстремистских формирований, смотрящих на лиц другой национальности как на виновников всех бед страны, заявил заместитель председателя комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Владимир Замуруев. "Естественно, такая позиция в корне недопустима. - подчеркнул он. - Мы должны всесторонне подойти к предотвращению подобных настроений в обществе, особенно в молодежной среде. Решение задач интеграции представителей различных национальностей в столичный социум при сохранении возможностей для национального самовыражения и развития".

В целях преодоления негативных последствий неконтролируемой миграции в Москве была принята соответствующая программа, разработанная комитетом межрегиональных связей и национальной политики совместно с научными и общественными организациями столицы. Программа является продолжением прежней программы, "Москва на пути к культуре мира" 2002-2004 гг., которая, по словам Замуруева, привнесла немало положительного в жизнь столицы, затормозила некоторые негативные явления в межнациональных отношениях. Хотя ситуация по-прежнему остается далеко не благополучной, констатировал докладчик. По результатам социологических опросов 47% москвичей негативно воспринимают присутствие в столице лиц определенных национальностей, 29% поддерживают шовинистические лозунги, 84% считают, что межнациональные отношения в Москве напряженные. Данные показатели позволяют судить о степени распространенности негативных стереотипов в среде городского населения, подчеркнул Замуруев.

Тесную связь межнациональных отношений с миграционной темой прокомментировала и представитель Федеральной миграционной службы Ольга Аристова. По словам Аристовой, в последние годы в миграционное законодательство РФ были внесены изменения с целью упорядочить пребывание на территории страны иностранцев и пресечь поток нелегальных мигрантов, но осталось "достаточно либеральным". По данным Федеральной миграционной службы, в 2004 году на территорию РФ въехало около 22 млн. 64 тыс. человек, выехало - более 20 млн.; около 1 млн. человек осталось в России. Около 4 млн. человек получили регистрацию, 125 тыс. - разрешение на временное пребывание, 20 тыс. - разрешение на постоянное проживание, более 323 тыс. получили гражданство. Одной из наиболее проблемных категорий остаются лица, просящие об убежище, подчеркнула Аристова. 70% беженцев или претендующих на этот статус сосредоточены в столичном регионе и создают серьезную нагрузку на столичную инфраструктуру, особенно систему образования: ведь большинство беженцев прибывает в Россию со своими семьями, включая детей. 30% от числа ходатайствующих - дети школьного возраста. Механизм же оформления беженцев и их интеграции в общество страны пребывания, по мнению Федеральной миграционной службы, неэффективен и требует как совершенствования законодательства, так и дополнительных затрат из федерального бюджета.

Тем временем, столичные органы власти предпринимают меры для преодоления межэтнической напряженности, и работа в сфере образования является одним из главных направлений. В рамках круглого стола Юрий Горячев представил ряд рекомендаций, подготовленных столичным департаментом образования. Проектом предлагается, чтобы московские образовательные учреждения использовали свой просветительский и культурный потенциал во взаимодействии с органами муниципальной власти, с общественными, в том числе национально-культурными организациями В числе рекомендаций предлагается организовать в новом учебном году постоянно действующий научно-практический семинар "Миграционные процессы и московское образование", проводить круглые столы и другие мероприятия по данной тематике. Совместно с Министерством образования предлагается провести конкурс в школах на тему "Мигранты и мы". Предполагается осуществить комплекс исследований, направленных на решение проблем в области межэтнических взаимоотношений, в частности, создать систему мониторинга численности, возраста, языковой принадлежности, владения русским языком учащихся - детей мигрантов в образовательных учреждениях всех округов Москвы. Департамент образования предлагает план подготовить новую редакцию концепции создания в Москве школ с этнокультурным компонентом; действующая концепция была принята в 1994 году. В 1997 году было принято положение об общеобразовательной школе с этнокультурным компонентом в городе Москве; оно также требует новой редакции. Подготовки информационно-методических документов по социально-языковой адаптации. На базе Московского института открытого образования организовать курсы повышения квалификации для педагогов, обучающих детей мигрантов русскому языку.