Ряд молдавских общественных организаций - Хельсинкский комитет по правам человека, Институт европейских исследований Молдовы, IDIS Viitorul, Ассоциация Increderea, Promo Lex, Ассоциация независимой прессы, Евроатлантический центр Молдовы, "Европейский дом - Молдова", центр CONTACT, Европейское движение Молдовы и Общество политической культуры Молдовы - выступили с заявлением от имени гражданского общества Молдавии, в котором обвинили ОБСЕ и Россию в "давлении на молдавские власти". В заявлении, текст которого поступил в ИА "ИНФОТАГ", говорится, что ОБСЕ и Россия пытаются вернуть Молдавию за стол переговоров в пятистороннем формате "по поводу молдо-российского конфликта в Приднестровье" и реанимировать "так называемый план Козака". "Гражданское общество республики, - утверждают авторы документа, - против новых попыток навязывания плана Козака, который узаконивает преступный тираспольский режим и российское военное присутствие в Молдове. Мы выступаем за урегулирование приднестровского конфликта на основе Конституции РМ без ущемления суверенитета, территориальной целостности и независимости Молдовы". Корреспондент ИА REGNUM обратился за комментариями к редактору газеты "Новый Днестровский курьер" Сергею Ильченко:

"Давайте посмотрим, кто именно это пишет. Перечисленные организации существуют на гранты, по большей части получаемые через румынское отделение фонда Сороса. То есть контролирует их не столько даже собственно Сорос, сколько те силы в Румынии, которые рассматривают Молдову как неотъемлемую часть румынского государства - часть, которая рано или поздно неизбежно присоединится к целому. Все деятели, скрывающиеся за респектабельными европейскими вывесками, в прошлом - активные пропагандисты антирусских настроений, а в настоящем - столь же активные участники различных антироссийских акций: от пикетирований посольства России в Кишиневе, сопровождаемых сожжением российского флага, до организации провокаций на миротворческих постах - тут засветились и Promo Lex, и Хельсинкский комитет.

Последний, кстати - единственное исключение в этом списке: его спонсируют не из Румынии, а из Голландии. Но и там у истоков денежного ручейка сидит перебравшаяся на жительство в Голландию поэтесса Леонида Лари, некогда вполне официально, со священником, венчавшаяся с памятником Штефану чел Маре (я не стану давать этому оценку - есть знатоки православных церковных канонов, им лучше знать, с кем можно венчаться, а с кем нет) и призывавшая "сжигать русских детей" и "мыть улицы русской кровью". Причем - об этом тоже не стоит забывать - призывы Лари в начале 90-х очень даже успешно реализовывались в практические действия распаленной толпы. А на другом конце этого денежного ручейка сидит г-н Штефан Урыту, председатель Хельсинкского комитета Молдовы, в прошлом - активный деятель Народного фронта Молдовы в Тирасполе и ближайший сподвижник террориста и убийцы Илие Илашку, которого в Европе считают правозащитником. Урыту, правда, отрицает свое непосредственное соучастие в террористической деятельности Илашку. Ладно, допустим, что это так - прямых улик против него действительно нет, хотя существует множество косвенных, говорящих об обратном. Но даже если Урыту сам никого не убивал, идейная поддержка им террористов, убивавших приднестровцев - неоспоримый факт.

Другие фигуры, стоящие у руля перечисленных организаций, возможно, и не столь колоритны, как Лари и Урыту, но не менее их засвечены в разжигании национальной розни, подстрекательстве к насильственным действия и откровенной русофобии.

Все перечисленные организации могут быть названы какими угодно: экстремистскими, националистическими, антирусскими - но уж никак не правозащитными. Впрочем, если уж быть до конца объективным, то они вообще лишены идейного содержания. Все эти "институты" и "комитеты" не более чем желудки для переваривания грантов, а русофобия сегодня оплачивается очень хорошо.

Не может быть и речи и о каком-либо праве этих формирований говорить от имени "гражданского общества", поскольку все перечисленные организации - это весьма тесные, малочисленные и закрытые структуры. Чужих там нет - все сплошь свои, все имеют долю от финансирования. Впрочем, техника "разводки на грант" с его последующим "освоением" стала популярнейшим видом прикладного искусства по всему пространству бывшего СССР, так что я не стану особо вдаваться в эту тему - все и так известно.

А теперь давайте посмотрим, чего добиваются заявители. Если отбросить демагогические рассуждения, призванные затемнить и замаскировать действительный смысл их письма, то все очень просто. Они выступают против любых переговоров с Приднестровьем, настаивая исключительно на силовом принуждении. Они выступают против российского военного присутствия, поскольку это присутствие блокирует реализацию силовых сценариев. Перед нами - партия войны в самом чистом виде, и все функционеры этой "расшаренной" по "общественным организациям" партии все последние 15 лет были сторонниками именно войны и применения силы.

И еще одна характерная деталь: все лозунги и призывы этих "общественников" один в один повторяют сегодняшние призывы официального Кишинева. Столь трогательное единение тоталитарно-полицейского режима и "общественности" возможно только в рамках до оскомины знакомого с советских времен лозунга "Народ и партия едины".

Я не случайно упомянул этот лозунг. К сожалению, ни в Европе, ни в России, ни на Украине до сих пор нет глубокого понимания политической ситуации в Молдове. Молдавский режим искусно мимикрирует, маневрируя между потенциальными спонсорами. Прикидываясь то "прорумынским", то "пророссийским", то "проевропейским", он год за годом получает очередные порции поддержки то с одной, то с другой стороны под очередную же "смену ориентации". Но никаких реальных, по-настоящему глубоких изменений в Молдове за годы независимости не было и нет. Страна являет собой замороженный осколок советской эпохи, где сохранены в полной неприкосновенности наиболее одиозные черты тоталитарного режима КГБ-КПСС. Это только социальные гарантии советского времени разворовали в первый же год "независимости". А всевластие правящей партии, сросшейся со спецслужбами, в Молдове сохранено полностью. И совершенно неважно, что служба безопасности теперь называется СИБ, а партия, некогда официально заменявшая и ум, и честь, и совесть (помните еще один советский лозунг: "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи"?), замаскирована под несколько партий, блоков и "общественных организаций". Все люди - те же. Все методы - те же. Даже идеи, в общем-то, тоже все те же, ну разве что список цитируемых источников немного другой. И по-прежнему ни в правящей партии, ни в контролируемых ею "общественных организациях" не наблюдается ни ума, ни совести, ни чести - все заменяет воля вождя.

И Европа и США, веками больные русофобией, видят только одно - то, что Молдова выдавливает сегодня из региона российские войска. Видя это, они уже не видят ничего другого и не задумываются о том, что же здесь будет завтра, если Россия сегодня действительно отсюда уйдет. Между тем, официальный Кишинев желает не столько замены миротворцев, сколько снижения эффективности миротворческой миссии как таковой. Воспользовавшись этим, Кишинев рассчитывает реализовать собственный, силовой вариант разрешения приднестровской проблемы - не в западных, а в своих собственных интересах.

Ни о каком "гражданском обществе", существующем как реальный фактор общественной жизни, в тоталитарной и неправовой Молдове не может быть и речи. Такого в условиях тоталитаризма просто не бывает. В Молдове есть молчащая масса граждан, смертельно уставшая от безнадежной нищеты и от вранья властей, и по причине этой усталости уже абсолютно аполитичная. Она находится в вечной оппозиции к власти, но ее протесты могут носить только характер игнорирования и ухода, будь то массовая эмиграция из Молдовы, более половины трудоспособного населения которой выехало на заработки за рубеж, или массовая неявка избирателей на выборы мэра Кишинева. Есть относительно немногочисленные диссиденты - их избивают, арестовывают, осуждают к различным срокам заключения, а их деятельность всячески замалчивают. И есть, наконец, еще более немногочисленная группка функционеров, которой позволяют пастись на "грантовой лужайке". Не просто так, конечно, а под присмотром государственных чиновников. И не за красивые глаза, а за оказание по первому требованию пропагандистской и информационной поддержки режиму. Эта официозная "общественность" озвучит по отмашке властей все, что ей велят, - а ей для этого предоставят доступ к СМИ - и к официальным, и к негласно контролируемым властями, таким, к примеру, как тот же "ИНФОТАГ". В целом же, ситуация с "общественной жизнью" в Молдове один в один повторяет "общественную жизнь" в СССР в позднебрежневское время".