Родные российских моряков, задержанных в Нигерии, правозащитники и общественность обвиняют МИД в бездействии
Москва, 2 августа, 2005, 20:58 — ИА Регнум. О первых результатах парламентского расследования по факту ареста властями Нигерии моряков из Новороссийска, входивших в состав экипажа танкера "Африкан Прайд" и обвиненных прокуратурой этой африканской страны в сговоре и незаконной перевозке нефти, рассказал депутат Госдумы РФ, координатор депутатской группы по связям с Парламентами стран Африки Владимир Васильев на пресс-конференции, состоявшейся 2 августа в Москве.
Как стало известно корреспонденту ИА REGNUM, проведение парламентского расследования было поручено Владимиру Васильеву Советом ГД РФ после того, как через полтора года после ареста и заключения под стражу моряков, в распоряжении Госдумы оказался текст официального обвинительного заключения. Сам текст заключения был получен благодаря усилиям матерей и жен моряков и в результате журналистского расследования, предпринятого главным редактором журнала "Человек и Закон" Антоном Самойленковым.
"Задача моей поездки была следующая: увидеть процесс, услышать прения сторон и понять, где же мы не слышим нигерийское правосудие, и где нигерийское правосудие не слышит нас, - рассказал депутат. - Что мы увидели в Нигерии? Мы увидели полное отсутствие судебного процесса, мы не услышали прений сторон и единственное, что мы смогли сделать, это встретиться с представителями высшего эшелона власти, в частности, с новым генеральным прокурором и министром юстиции и объяснить им нашу позицию. Позиция наша однозначна - в тюрьме на сегодняшний день находятся как минимум 11 невиновных людей, не считая капитана, который юридически, согласно морскому праву, несет полную ответственность за корабль и грузы, находящиеся на нем".
По мнению Владимира Васильева, результаты поездки можно считать обнадеживающими: "Мы пока не привезли никого из моряков сюда в Россию, хотя мечтали об этом, но я думаю, что все те мероприятия, которые сейчас намечает прокуратура Нигерии - это очень большая подвижка. Наше присутствие сказало о том, что Россия как великое государство никогда не оставляет в беде своих соотечественников, если, конечно, они попали в ситуацию не по собственной вине и не совершили преступления, которое им инкриминируется".
Однако, сообщает корреспондент ИА REGNUM, другие участники пресс-конференции высказали несколько иную оценку той роли, которую сыграли и продолжают играть в этой истории государственные органы России.
Как сообщила мать одного из арестованных Любовь Кравцова, посольство России в Нигерии выставило женам и матерям моряков счет за свои услуги - предоставление транспорта и жилья на время их пребывания в стране. В общей сложности от женщин требовалось уплатить по счету, выставленному российским диппредставительством, около 280 долларов США.
Отвечая ей, депутат заметил: "Любое государственное учреждение живет по своей смете, по государственным расценкам и каждый выполняет свою функцию - бухгалтер свои, посол свои". По словам Владимира Васильева, ему самому посольство выставило счет за проживание, который он внес в перечень командировочных расходов: "Никаких вопросов или возмущения у меня это не вызвало. У них идет перерасход электроэнергии, воды, все считается и превышается смета. Я думаю, если бы даже расходы матерей не оплатил профсоюз моряков, то эти деньги вряд ли были бы востребованы посольством, мы нашли бы способ как их закрыть законным государственным путем. Мне не хотелось бы, чтобы вы акцентировали на этом внимание, потому что не это самое главное. Действительно, у посольства есть функция защиты наших граждан, но когда на них сваливается вот такая огромная работа - их можно понять".
В этом вопросе частично согласилась с депутатом присутствовавшая на пресс-конференции председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: "Я бы присоединилась к господину депутату, что вряд ли самое обидное и самое нехорошее то, что посольство просило деньги за электричество. Я бы лучше обратила внимание на то, что посольство начало заниматься этим делом только тогда, когда его активно подтолкнула на это дело общественность".
Правозащитницу поддержал Антон Самойленков: "Если бы определенные усилия, в том числе и юридические, были приложены на первом этапе развития это кризисной ситуации, то, я думаю, наших моряков не было бы в тюрьме вообще. А сейчас перед нами стоит задача как можно быстрее вытащить их оттуда с наименьшими потерями для их здоровья, а уже потом разбираться, кто прав, кто виноват и кто чем занимался или не занимался в посольстве или МИДе согласно его должности. Что я увидел? Я увидел своими глазами, что если посол хочет встретиться с министром, то ему нужно писать просьбу за две недели заранее в соответствии с протоколом, а если мама хочет пойти на прием к министру, то она может делать это каждый день".
Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, не возникло ли у депутата как представителя законодательной власти в ходе парламентского расследования претензий к исполнительной власти, в частности к МИДу, Владимир Васильев заявил: "Это не моя функция - предъявлять претензии к МИДу. Это государственное учреждение, оно работает по своим утвержденным инструкциям и, вероятнее всего, они свои инструкции выполнили". "Ой, робкие у нас депутаты, - заметила на это Людмила Алексеева. - А вот у меня есть претензии к МИДу. Почему полтора года ничего не делалось, пока общественность в это не вмешалось? У МИДа должны быть инструкции как действовать, если наш гражданин за границей попал в какую-то сложную ситуацию. Да зачем тогда мы их всех держим - и МИД и посольства?" "Они работают на деньги налогоплательщиков и должны выполнять свои функции" - подчеркнула она. При этом глава Московской Хельсинкской группы сравнила ситуацию с русскими моряками в Нигерии с той ситуацией, которая сложилась после ареста сотрудников российский спецслужб в Катаре, которые были вызволены из заключения благодаря энергичным действиям российского государства. "Получается, что у нас две категории граждан - сотрудники ФСБ и все остальные", -констатировала она.
Владимир Васильев попытался сослаться на слова представителей российского посольства в Нигерии, утверждавших, что ранее моряки сами отказались от их услуг, ссылаясь на то, что услуги адвоката оплачивает нанявшая их греческая компания-судовладелец, однако это заявление было опровергнуто Любовью Кравцовой. "Как они могли отказаться, если они даже не видели никого из посольства, их никто не спрашивал? Я сама лично звонила в посольство и просила их посетить судно, чтобы узнать, что там творится. Они мне сказали, нужно хотя бы десять дней для получения разрешения. Да за десять дней их всех могли в океан выкинуть! Там были вооруженные охранники, танкер обстреливали из автоматов и пушек - в воздух, конечно. Об этом знал весь Лагос, кроме нашего посольства. Мы у всех моряков спросили - никто им не предлагал никакой помощи".
Окончательную ясность в этот вопрос внес Антон Самойленков: "Насколько мне известно, это была позиция капитана, который много лет работал на греческую компанию судовладельца и считал, что греки все сделают достаточно быстро. Я не уверен, что это была позиция каждого члена экипажа. Но даже если это так, я полагаю, что российский консул должен был это все проверить и в письменном виде взять с каждого документ, что они отказываются от юридической помощи, которую предоставляет посольство". Как пояснил Антон Самойленко, греческая компания "Аузере-сервис" наняла адвоката только для капитана танкера, оставив при этом остальных моряков без всякой юридической защиты.
Пресс-конференция завершилась после ответа Владимира Васильева на вопрос о дальнейшей судьбе пакета документов по делу арестованных российских моряков, собранного их матерями и женами и переданного депутатом спикеру Госдумы Борису Грызлову для вручения Президенту Владимиру Путину: "Пока у меня не было встречи с Борисом Вячеславовичем или его аппаратом, в виду того, что у нас все-таки каникулы и никто не собирал экстренного заседания по этому вопросу".