Более года длится конфликт, связанный со строительством Краснопресненского проспекта на территории природного парка "Москворецкий" в Крылатском. Жители района продолжают противостоять московским властям и в очередной раз обращаются к высшим должностным лицам государства с просьбой принять меры безопасности при строительстве Краснопресненского проспекта с точки зрения техногенных катастроф и возможных террористических угроз. Опасения жителей обострили теракты в лондонском метро. Обеспокоенность жителей Крылатского разделяет председатель Госдумы РФ Борис Грызлов, который ещё в августе 2004 года писал в своем обращении к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову: "Столь уникальное сооружение требует повышенной антитеррористической защиты, поскольку в случае чрезвычайной ситуации или масштабного теракта может представлять значительную потенциальную угрозу как для участников движения, так и для обеспечения жизнедеятельности столицы". В своем письме Грызлов подчеркивал, что совмещение автомагистрали и линии метрополитена в черте города производится впервые в мире. Напомним также, что Управление ФСБ по Москве и Московской области признало, что выявленные нарушения при строительстве проспекта носят террористическую угрозу. В июле должно состояться заседание Межведомственной антитеррористической комиссии, председателем которой является мэр Москвы Юрий Лужков, на котором, наконец, будет рассмотрен вопрос безопасности строящегося Краснопресненского проспекта. Нельзя не учесть того факта, что мэр Москвы Краснопресненский проспект считает одним из главных проектов московского правительства.

Как развивался конфликт вокруг строительства проспекта и почему он вызвал широкий протест жителей Крылатского? Почему у сотрудников управы проявляется стойкое нежелание обсуждать вопросы строительства в присутствии журналистов? Строительство проспекта невозможно рассматривать в отрыве от скандальных выборов в Муниципальное собрание района. Выборы смогли состояться только с третьего раза и при полном удалении наблюдателей во время подсчета голосов.

Конфликт начался 16 апреля 1996 года с выходом постановления правительства Москвы № 343 "О градостроительной концепции формирования новой городской магистрали - Краснопресненский проспект", на которое ссылались и представители ГУП НИиПИ Генплана, и Прокуратура Москвы и другие официальные структуры, обосновывая прохождение Краснопресненской трассы в районе Крылатского. После того, как стало известно о предполагаемом строительстве были собраны тысячи подписей против этого строительства. Говорят, что в тот момент Борис Ельцин, бывший тогда Президентом РФ, не поддержал эту идею, так как не хотел проблем с "зелеными".

Проект заморозили. Уникальное место в пойме Москва-реки сохранили, а в 1998 году вышло постановление правительства Москвы № 1012 от 29.12.1998 г. "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка "Москворецкий, природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско - Разумовское". Таким образом, вся прибрежная территория до обращенной к реке Москве стороны улицы Крылатской вошла в образованный природный парк "Москворецкий". Прекрасная идея "сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы, отличающихся особой экологической, природоохранной, оздоровительной и рекреационной ценностью" стала претворяться в жизнь.

Следствием этой мудрой политики стало снятие с контроля постановление правительства Москвы от 16 апреля 1996 года №343 "О градостроительной концепции формирования новой городской магистрали - Краснопресненский проспект". (Постановление правительства Москвы от 17 августа 1999 года № 744).

Затем 26 сентября 2001 года вышел Закон г. Москвы N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве". Статьей 35, п. 2 было четко определено: "Законы и иные нормативные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу". Казалось, что все идеи строительства Краснопресненского проспекта в пойме Москва-реки теперь уже похоронены окончательно, так как все постановления и распоряжения, изданные до 26 сентября 2001 года, и противоречащие данному закону, должны были признаться недействительными.

В 1999 году появились первые публикации в прессе о создании в пойме Москвa-реки в Крылатском "Парка звезд", в этом же году под лозунгом "2000 деревьев к 2000 году" начали высаживать деревья и продолжали вплоть до 2003 года. Многие известные артисты и деятели науки и культуры принимали участие в закладке парка и мечтали о том времени, когда деревья вырастут и это место станет одним из красивейших в Москве. В феврале 2003 года г-н Кирюшин, бывший в тот момент префектом ЗАО, на брифинге говорил, что в соответствии с Градостроительным планом развития территории Западного административного округа в Крылатском планируется развивать спортивно-рекреационную зону и разбить "Парк звезд". Речь шла именно о том месте, где в настоящее время, нарушая природоохранное законодательство, строится Краснопресненский проспект.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 13 ноября 2001 года № 1031-РП "О градостроительном плане развития территории Западного административного округа до 2020 года" было предусмотрено: "Сохранение и развитие природного комплекса, в том числе: - завершение формирования особо охраняемых территорий природного комплекса;... - создание и реконструкция природно-ландшафтных систем озеленения в структуре природного комплекса, в том числе... поймы реки Москвы (спортивно-рекреационная зона "Крылатское"...) (п.1.2)." В соответствии с п.1.10 предусматривалось "Проведение мероприятий по улучшению экологического состояния окружающей среды, предусматривающих:... - благоустройство лесопарков... ", в соответствии с п.3.2 "При разработке градостроительной документации развития и реконструкции территории округа с целью сохранения баланса предусматривать создание территорий общего пользования с определением возможности их перевода в категорию территорий природного комплекса"... Также в соответствии с Приложением 5 к данному постановлению предусматривалось "благоустройство берегов и прилегающих территорий, в том числе оборудование пляжей.

Никому и в голову не приходило, что все это будет уничтожено, а посаженные деревья выкорчеваны. По сообщениям прессы, на создание "Парка звезд" в Крылатском предполагалось потратить около 2 млн. долларов, и жители полагают, что значительная часть этих средств была потрачена, так как работы велись на протяжении четырех лет.

В ГУП НИиПИ Генплана не оставили идею строительства Краснопресненской магистрали. Представители этого учреждения на встрече с жителями района заявляли, что с появлением тоннелепроходческого щита, при помощи которого строили Лефортовский тоннель, они вновь вернулись к идее построить новую трассу.

18 июля 2002 года вышло распоряжение правительства Москвы № 1033-РП "О выполнении первоочередных работ по передислокации тоннелепроходческого комплекса после окончания работ по проходке Лефортовского тоннеля". В соответствии с данным распоряжением было одобрено предложение Москомархитектуры по использованию на участке Краснопресненской магистрали от МКАД до проспекта Маршала Жукова для прохождения трассы под Серебряноборским лесничеством природного парка "Москворецкий" ("особо охраняемая зона") проходческого комплекса фирмы "Херренкнехт", занятого на строительстве Лефортовского тоннеля. Также было предложено заказчику - ОАО "Москапстрой" по проектированию и строительству Краснопресненского проспекта на участке от Садового кольца до МКАД (в соответствии с постановлением правительства Москвы от 17 сентября 1996 года № 790) обеспечить разработку проектно-сметной документации и организацию работ по подготовке строительной площадки и монтажной камеры для проходческого комплекса (п.4). Москомархитектуре по заказу ОАО "Москапстрой" совместно с корпорацией "Трансстрой" и ГУП "Мосинжпроект" рассмотреть варианты спрямления трассы тоннеля с целью сокращения его длины (п.5.3), разработать в I квартале 2003 года стадию "Проект" на строительство от участка МКАД до проспекта Маршала Жукова. Проект прокладки трассы под Серебряноборским лесничеством был разработан корпорацией "Трансстрой" и ГУП "Мосинжпроект", причем разработчики того проекта постарались не войти в конфликт с законом Москвы N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве". Трасса должна была пройти под землей напрямую к проспекту Маршала Жукова. Проект был отдан на экспертизу в ОАО "Метрогипротранс". Рассмотрев проект, ОАО "Метрогипротранс" подтвердил, что проект возможно реализовать, но внес свои предложения по совмещению автодороги и линии метро.

Главным аргументом ОАО "Метрогипротранс" при получении подряда на проектирование стало предложение совместить в одном тоннеле линию метрополитена и автотрассу. К сожалению, ОАО "Метрогипротранс" удалось продвинуть свое предложение о совмещении метрополитена и автотрассы, несмотря на то, что вопросы безопасности не были проработаны должным образом, не учтены все возможные негативные последствия, включая вероятность чрезвычайных ситуаций, крупных аварий и пожаров.

По неизвестной причине сменился первоначальный заказчик и проектировщик строительства, и вышло постановление правительства Москвы от 15.04.2003 г. № 604-ПП о том, что "...функции заказчика на проектирование и строительство магистрали возложены на ООО "Организатор"... Распоряжением правительства Москвы, датированным 16.06.03. за № 1013-РП, удовлетворено предложение Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы о возложении функций заказчика на разработку проектно-сметной документации и подготовительных работ по строительству Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова на ООО "Организатор"; функции генерального проектировщика на ОАО "Метрогипротранс".

Жителей Крылатского насторожила та скорость, с которой были проведены экспертизы. В дальнейшем Прокуратура Москвы, которая проводила проверку по коллективному запросу жителей и депутатов Муниципального образования Крылатское, установила, что экспертное заключение МЧС, предоставленное заказчиком строительства в Главгосэкспертизу России, относилось к другому проекту, не предусматривающего совмещение в одном тоннеле линии метрополитена и автодороги. О том, что в МЧС был представлен не экспертизу не тот проект, в котором предусмотрено объединение в одном тоннеле автомагистрали и линии метро, говорилось и в письме директора Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России Фалеева депутату МО "Крылатское" Сергеевой от 1 февраля 2005 года.

Лидеры инициативной группы Крылатского, которые имели возможность ознакомиться с частью проектной документации и некоторыми экспертизами, были обеспокоены тем, что экспертизы носят условно-разрешительный характер и имеют большой перечень серьёзных замечаний специалистов. По просьбе жителей депутат Муниципального образования Крылатское Ольги Сергеевой обратилась в Тоннельную Ассоциацию с запросом по поводу экспертного заключения по промышленной безопасности. Был получен ответ от заместителя председателя правления Тоннельной ассоциации России Власова, который сообщил, что в заключениях экспертизы имели место замечания, но по договору с заказчиком Тоннельная ассоциация не осуществляет контроля за исполнением замечаний экспертизы, а экспертиза проекта на период эксплуатации вообще не выполнялась. Таким образом, вся ответственность за реализацию проекта ложится на заказчика строительства ООО "Организатор". Как он осуществляет контроль, можно судить по представленному в Главгосэкспертизу России экспертному заключению МЧС, относящемуся к другому проекту. Что удивительно - данный факт обнаружили жители Крылатского. До их обращения ни одна из инстанций не была озабочена тем, что проект, относящийся к категории сложных и опасных, уникальный во всех его разделах, в течение года строился без одной из ключевых экспертиз, имеющей отношение к безопасности. В результате проверки, которую проводила Прокуратура Москвы по обращению жителей Крылатского, было вынесено представление начальнику Главгосэкспертизы Леушину и первому заместителю мэра в правительстве Москвы Валерию Шанцеву. Прокуратура Москвы и Управление ФСБ по Москве и Московской области выявили ряд нарушений действующего законодательства при строительстве Краснопресненского проспекта.