19 июля 2005 года на пресс-конференции в Независимом пресс-центре был обнародован текст обращения российских правозащитников к правительствам стран Европейского Союза и Российской Федерации, Федеральному Собранию России, Европейскому парламенту, Европейской Комиссии, Генеральному Секретарю Совета Европейского Союза. Предложения, изложенные в обращении, касаются формата и повестки дня предстоящих консультаций по правам человека между Россией и Европейским Союзом.

"Мы приветствуем организацию этих консультативных встреч и не сомневаемся в том, что они могут стать крайне важным механизмом для защиты и обеспечения прав человека, укрепления стабильности и продвижения демократических ценностей на европейском пространстве", - говорится в обращении.

В то же время авторы обращения высказывают озабоченность тем фактом, что первый раунд консультаций, прошедший в Люксембурге 1 марта 2005 г., оказался недостаточно хорошо подготовленым и не привел к какому-либо прогрессу.

"В то время как для Европейского Союза, по признанию участников с его стороны, проведение встречи в Люксембурге было важно само по себе как факт начала регулярных консультаций, российские власти без согласования с Евросоюзом в одностороннем порядке выпустили по итогам встречи пресс-релиз, из которого следовало, что ЕС полностью удовлетворен ситуацией в области соблюдения прав человека в России, - отмечатеся в обращении. - Насколько нам известно, это утверждение не соответствует действительности. Учитывая двусторонний характер консультаций, мы надеемся, что в дальнейшем документы по результатам встреч будут согласовываться обеими сторонами и распространяться совместно с целью отражения реальной и максимально полной картины проведенных встреч".

Российские правозащитники опасаются, что если дальнейшие консультации будут и впредь проходить без достаточно глубокой содержательной подготовки, то дискуссия Евросоюза и России о правах человека будет фактически выведена из публичного пространства и может оказаться лишь имитацией содержательного диалога. Избежать этого удастся, по их мнению, если российские и международные неправительственные организации (НПО), занимающиеся правами человека, будут допущены к участию в диалоге ЕС-Россия по вопросам соблюдения прав человека и основных свобод в качетстве третьей стороны.

Формат такого участия предлагается следующий:

- Российские и международные НПО должны иметь эффективные каналы для предоставления властям РФ и ЕС своих соображений по повестке дня планируемых периодических консультаций заранее, до утверждения повестки дня.

- После утверждения сторонами повестки дня очередного раунда консультаций российские и международные НПО должны иметь возможность предоставлять сторонам свои материалы по конкретным вопросам, включенным в повестку дня.

- Должна быть предусмотрена процедура аккредитации представителей российских и международных правозащитных НПО на таких встречах.

Аккредитация могла бы предоставляться на каждую встречу отдельно тем НПО, которые предоставили материалы по какому-либо вопросу повестки дня, и которых рекомендует хотя бы одна из сторон диалога. По предложению одной из сторон диалога экспертам от этих НПО может предоставляться также возможность для выступления в дискуссии.

- Непосредственно накануне очередного раунда консультаций организаторами должно быть предусмотрено проведение специального рабочего совещания с представителями российских и международных правозащитных НПО, аккредитованных для участия в консультациях, для обсуждения окончательного порядка и формата выступлений.

- По итогам очередного раунда консультаций ЕС и РФ должен проводиться брифинг для российских и международных правозащитных НПО, на котором представители НПО смогут задать вопросы членам правительственных делегаций.

В связи с тем, что сейчас идет подготовка второго раунда консультаций, запланированного на осень 2005 г., авторы обращения предлагают список приоритетных тем, которые, по их мнению, являются ключевыми для понимания ситуации с правами человека в современной России. Это:

- Соблюдение прав человека сотрудниками силовых структур и реформа правоохранительной системы; произвольные задержания, пытки, жестокое и унижающее обращение, нарушение права на жизнь.

- Борьба с терроризмом и права человека, в частности, применительно к ситуации на Северном Кавказе.

- Соблюдение избирательных прав граждан.

Отмечая ряд других проблем, таких как свобода СМИ, соблюдение прав военнослужащих и альтернативнослужащих, проблемы дискриминации, несовершенство миграционной политики, которые, по их мнению, в будущем также должны стать предметом консультаций Россия - ЕС, авторы обращения отмечают: "Мы разделяем озабоченность правительства РФ положением этнических и языковых меньшинств в некоторых странах бывшего СССР. В особенности наше беспокойство вызывает положение русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Диалог ЕС с Россией относительно этих проблем в странах - членах ЕС мог бы, на наш взгляд, содействовать поиску конструктивных решений, перенести обсуждение этого вопроса из политической плоскости в сферу практического делового взаимодействия. Мы выражаем уверенность в том, что прогресс в этой области сможет позитивно повлиять и на улучшение соблюдения прав человека внутри РФ".

Критикуя российскую сторону за стремление уклониться от обсуждения наиболее острых проблем в области прав человека, правозащитники в то же время российские обращают упрек и к представителям европейских правительств. "Серьезным препятствием в решении этих проблем являются чрезмерные опасения европейских политиков о том, что откровенный разговор с российскими партнерами о важнейших проблемах прав человека может вызвать болезненную реакцию руководства России и в результате привести к ее выходу из диалога с ЕС. Нам кажется, что это - ложная ловушка. Мы отнюдь не призываем к новому "сдерживанию" нашей страны в духе холодной войны. Изоляция России действительно была бы чрезвычайно опасна и могла бы привести к росту национализма, милитаризма и имперских амбиций, окончательному сворачиванию демократии и прав человека. Здравомыслящие люди не призывают к изоляции России. Однако дуалистический черно-белый подход "диалог или изоляция" представляется нам ошибочным. Диалог может и должен заключаться не только в ставших уже ритуальными заверениях в стратегическом партнерстве и важности совместного противостояния общим угрозам, но и в откровенном предметном разговоре о серьезных проблемах во внутренней жизни партнера и совместном поиске решений. Партнеры обладают привилегией говорить откровенно и рассчитывать на обстоятельный и честный ответ, равно как и на обсуждение путей совместного контроля за принятыми решениями".

Обращение подписали несколько десятков российских правозащитников, представляющих как известные НПО федерального масштаба, так и региональные организации, в том числе Российское историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество "Мемориал" (Сергей Ковалев),Правозащитный центр "Мемориал" (Олег Орлов), Союз комитетов солдатских матерей России (Валентина Мельникова), Московская Хельсинкская группа (Людмила Алексеева), Общероссийское общественное движение "За права человека" (Лев Пономарев), Форум переселенческих организаций (Лидия Графова), Фонд "Общественный вердикт" (Наталия Таубина), Независимый Экспертно-правовой Совет (Мара Полякова), Фонд Андрея Сахарова (Елена Боннэр), Озерская Социально-экологическая общественная организация "Планета надежд" (Надежда Кутепова), Международный социально-экологический союз (Святослав Забелин), Международное молодежное правозащитное движение (Андрей Юров), РОО Союз "Женщины Дона" (г. Новочеркасск, Валентина Череватенко) и другие.