Экономические последствия разблокирования армяно-турецкой границы: сценарий
Армения, 13 июля, 2005, 17:12 — ИА Регнум. Армяно-европейский консалтинговый центр экономической политики и права (AEPLAC) представил 13 июля общественности Армении исследовательскую работу под названием "Экономические последствия для Армении после разблокирования армяно-турецкой границы. Предположения относительно внешней торговли". Работы были проведены по заказу правительства Армении. В частности, с привлечением инструментов экономико-количественного анализа оценены влияние на внешнюю торговлю и основные экономические показатели открытия границы - в краткосрочной (до одного года) и среднесрочной перспективе (до пяти лет). С этой целью была использована модель экономического подсчета CGE.
Представляя работу, директор ереванского офиса AEPLAC Тигран Джрбашян указал на основную выгоду, которую может получить Армения в результате разблокирования границы. По его словам, "это - снижение транспортных затрат во внешней торговле и рост торговых потоков; рост экспорта, ВВП, занятости, конечного потребления; использование транзитных путей Турции (выход в Средиземное море), взаимосвязанные региональные рынки и рост частных инвестиций; реальные возможности интеграции в ЕС". "Переправка грузов из Средиземнморских портов, к примеру в Марсель, обходится в 7 раз дешевле, чем из Черноморских", - отметил Джрбашян. При этом, по его словам, в свою очередь для Турции основной выгодой от открытия границы станет эксплуатация железной дороги Карс-Гюмри и использование транзитных путей Армении. Кроме того, возрастет объем торговли с Арменией, будут развиваться восточные районы Турции (приграничные с Арменией). И, наконец, при открытых границах Турция может занять более выгодную позицию в ходе переговоров по вступлению в ЕС.
В исследовании AEPLAC отмечается, что ожидать мгновенной и существенной пользы от открытия армяно-турецкой границы не реально. "Открытие границы отнюдь не означает, что начнется массовый товарооборот. Единственное изменение, которое можно ожидать, это снижение транспортных затрат, не только по той причине, что Армения начнет использовать транзитные пути Турции, но и из-за того, что в условиях конкуренции транспортные компании Грузии будут вынуждены снизить тарифы на свои услуги. Кроме того, в краткосрочной перспективе, определенная часть роста экспорта будет достигнута за счет внутреннего потребления, в результате чего рост экспорта превысит рост ВВП", - считают эксперты организации.
Далее они отмечают, что в среднесрочной перспективе Армения получит возможность выйти на рынок ЕС через Турцию с обширным списком товаров. Товарооборот с Турцией заметно возрастет, учитывая то обстоятельство, что торговля между двумя странами будет осуществляться без посредников - в данном случае Грузии. В результате цены на турецкие товары на рынке Армении будут снижены. В среднесрочной перспективе также станет реальной возможность снижения транспортных затрат. "Тем не менее, за 5 лет экономика не может быть подвергнута серьезным структурным изменениям, и это позволит адекватно отвечать на резкие изменения внешнего спроса. В долгосрочной перспективе (более 5 лет) рынки Армении и Турции станут взаимосвязаными. Армянские производители будут вынуждены вступить в конкуренцию с турецкими, что благоприятно скажется на модернизации армянских производственных предприятий. В структуре экспорта возможны изменения в пользу "тяжелых" видов товаров (стройматериалы, химпром, электроэнергия и др.)", - отмечается в работе
Включив оценки внешней торговли в модель CGE, эксперты AEPLAC пришли к выводу, что в результате изменений транспортных затрат и торговых потоков при разблокированных границах в краткосрочной и среднесрочной перспективе сложится следующая картина:
Рост ВВП Армении в краткосрочной перспективе - 10,65 млрд. драмов (в среднесрочной - 43 млрд. драмов)
Рост занятости - в краткосрочной перспективе - 1573 человека (в среднесрочной - 4808).
Рост общего экспорта - в краткосрочной перспективе - 5,23% (17,73%), импорта - 4,71% (12,95%).
Реального внутреннего потребления - 0,58% и 1,02%.
Индекс потребительских цен - 0,03% и 0,68%.
Ставка реальной валовой заработной платы - 0,28% и 0,91%.
Реальные валовые инвестиции - 0,27% и 0,59%.
Поступления в госбюджет - 1,16% и 3,46%.
Реально управляемый доход - 0,55% и 1,79%.
Реально управляемый доход на душу населения - 0,50% и 1,62%.
Несмотря на положительные последствия, некоторые ветви экономики пострадают от усиления внешней конкуренции. К примеру, будет наблюдаться снижение количества рабочих мест в сфере транспорта, машиностроения, горнометаллургии и др. В некоторых сферах объемы экспорта снизятся, в частности, в сфере рознично-оптовой торговли и финансового посредничества. В то же время предполагается увеличение объемов импорта во всех ветвях экономики. Следует отметить, что в долгосрочной перспективе могут быть совершенно другие сценарии. К примеру, при активной политике стимулирования экспорта и иностранных инвестиций, а также в случае членства Турции в ЕС, Армения может встать на существенно другой путь развития, - отмечается в исследовании AEPLAC.