Прокуратура Магаданской области отказала в возбуждении уголовных дел по фактам злоупотребления полномочия и давления на кандидатов в депутаты областной думы четвертого созыва. На днях постановление следователя поступило на имя заявителей. Об этом ИА REGNUM сообщили 12 июля в Федеральном политическом совете политической партии СПС.

30 мая 2005 года в прокуратуру Магаданской области поступили заявления лидеров избирательного блока "Наша Родина - Колыма" Сечкина, Жукова и секретаря Федерального политического совета политической партии СПС Надеждина о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав кандидатов в депутаты Магаданской областной Думы от избирательного блока "Наша Родина - Колыма", в состав которого входят Магаданские региональные отделения партий СПС и "Яблоко".

В документе говорилось о том, что в апреле 2005 года во время избирательной кампании должностные лица органов госвласти и органов местного самоуправления Магаданской области путем оказания давления принудили кандидатов избирательного блока Коноваленко В.М., Костыгину Н.В., Рувиль В.С., Солопову Т.В., Субботина Т.А., Шафранова А.С., Виняр А.Н. и Школьную З.Л. написать заявления об отказе от участия в избирательной кампании. В результате 30 апреля регистрация избирательного блока аннулирована, и блок отстранён от участия в выборах депутатов Магаданской областной Думы.

Кроме того, заявители указали, что в период избирательной кампании оказано давление на других участников избирательного блока - Лебедеву И.В., Терещенко Р.В., Стельмах С.М. и Юмагулову Г.Р., которые от участия в выборах не отказались.

По мнению заявителей, такие действия должностных лиц попадают под статью ч.2 ст.141 и ч.2 ст.285 УК РФ.

5 мая Магаданский суд удовлетворил заявления блока о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Магаданской области об исключении из списка Коноваленко В.М. и Рувиль В.С. отказано.

По мнению заявителей, на Коноваленко В.М. и Лебедеву И.В. оказано давление со стороны главы администрации Ольского района Кузяева Г.А., на Субботина Т.А. со стороны главного федерального инспектора Магаданской области Маханькова А.А., на Костыгину Н.В. со стороны руководства отдела образования администрации Омсукчанского района, на Рувиль В.С. со стороны заместителя губернатора Магаданской области Москвичева В.А., на Школьную З.Л. со стороны заместителя губернатора области Чалова К.В., на Терещенко Р.В. со стороны руководства администрации Среднеканского района, на Стельмах С.М. со стороны руководства управления образования администрации Ягоднинского района, на Юмагулову Г.Р. со стороны главы администрации пос. Сокол гор. Магадана.

Доводы заявителей не нашли своего подтверждения в ходе проверки, в связи с чем оснований для возбуждения уголовного дела не имеется.

ИА REGNUM считает возможным опубликовать полностью текст постановления прокуратуры Магаданской области.

Так, опрошенные Шафранов А.С., Рувиль В.С., Виняр А.Н., Субботин Т.А., Костыгина Н.В., Солопова Т.В., Коноваленко В.М. и Терещенко Р.В. пояснили, что какого-либо давления на них со стороны должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления оказано не было, никто осуществлению ими избирательных прав не препятствовал. Решения о выходе из списка избирателей приняты ими добровольно, без давления со стороны.

Из объяснения Юмагуловой Г.Х., учителя начальных классов средней общеобразовательной школы № 20 пос. Сокол гор. Магадана и заместителя руководителя поселкового отделения СПС следует, что в период избирательной кампании в апреле 2005 года у неё действительно был разговор наедине с главой территориальной администрации пос. Сокол гор. Магадана Игнатенко Г.Г. об улучшении её жилищных условий, но при этом тему разговора (улучшение жилищных условий) Юмагулова Т.Х. подняла сама, первой сказав главе посёлка чтоб он выделил ей новую квартиру, дав понять Игнатенко Г.Г. на возможность своего выхода из списка кандидатов.

При этом глава поселка говорил с ней вежливо, в дружеской и непринуждённой обстановке. Сама Юмагулова Т.Х. не восприняла данный разговор как давление и воспрепятствование осуществлению избирательных прав. Заявление в правоохранительные органы по данному факту в отношении Игнатенко Г.Г. она направила, подчиняясь партийной дисциплине, по просьбе лидеров избирательного блока Сечкина А.А. и Жукова П.Б. "...для профилактики, чтоб ни у кого даже не было мысли... "наехать".

Сам Игнатенко Г.Г. пояснил, что действительно встречался с Юмагуловой Т.Х. в апреле 2005 года и говорил с ней об улучшении жилищных условий и на иные бытовые темы, при этом какого-либо давления на неё с целью склонения к выходу из списка избирателей не оказывал.

В соответствии с ч.2 ст. 140 УПК РФ, основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При указанных обстоятельствах, у следствия отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях Игнатенко Г.Г., поскольку невозможно установить факт оказания давления на Юмагулову Т.Х. со стороны главы администрации поселка, тем более что сама Юмагулова Т.Х. в своём объяснении указывает, что никакого давления на нее на оказывалось.

Таким образом, в действиях главы территориальной администрации пос. Сокол гор. Магадана Игнатенко Г.Г. отсутствуют признаки состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединённого с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия и угрозой его применения, совершенного с использованием своего служебного положения, а также состав злоупотребления должностными полномочиями, совершенного главой органа местного самоуправления, то есть составы преступлений, предусмотренные п. "а, б" ч.2 ст.141 УК РФ и ч.2 ст.285 УК РФ.

Из объяснения Школьной З.Л., руководителя обособленного структурного подразделения "Северо-Эвенский почтамт" в пос. Эвенск Магаданской области следует, что в апреле 2005 года на неё было оказано путём уговоров давление со стороны главы администрации Северо-Эвенского района Проказина В.Н. и его заместителя Начарова Б.П., в результате чего она проявила слабость и сняла свою кандидатуру с выборов. При этом каких-либо угроз в её адрес высказано не было.

Проказин В.Н. и Начаров Б.П. категорически отрицают факт оказания давления на кандидата в депутаты областной Думы с целью снятия её кандидатуры с выборов и пояснили, что действительно встречались со Школьной З.Л. в апреле 2005 года по роду своей работы в помещении почтамта для решения производственных вопросов, при этом каким-либо образом не воспрепятствовали осуществлению Школьной З.Л. своих избирательных прав.

Как пояснила руководитель Управления федеральной почтовой службы Магаданской области - филиала ФГУП "Почта России" Машина М.Ю. какие-либо предложения о понуждении к снятию кандидатуры Школьной З.Л. с выборов к ней не поступало. Машина М.Ю. никакого давления на Школьную З.Л., как на подчинённую, не оказывала.

Костылев В.А., знакомый, Школьной В.А., пояснил, что Школьная З.Л. говорила ему, что она беседовала с Проказиным В.Н. и Начаровым Б.П., при этом попыток подкупа и угроз с целью снятия кандидатуры с выборов в её адрес не высказывалось.

Опрошенный по существу проверки заместитель губернатора Магаданской области Чалов К.В. пояснил, что какого-либо давления на кандидатов в депутаты Магаданской областной Думы в период избирательной кампании не оказывал.

Анализ полученных в ходе проверки данных не дает оснований полагать, что в отношении Школьной З.Л. применялись подкуп, обман, принуждение, применение насилия и угроза его применения, поскольку из объяснений указанных лиц, в том числе и самой Школьной З.Л. следует, что никаких угроз и иных противоправных действий в её адрес не поступало. Оснований для вывода о том, что в действиях должностных лиц имеются признаки воспрепятствования осуществлению избирательных прав и злоупотребления должностными полномочиями не имеется.

Таким образом, в действиях заместителя губернатора Магаданской области Чалова К.В., главы администрации Северо-Эвенского района Проказина В.Н., его заместителя Начарова Б.П. и руководителя УФПС Магаданской области Машиной М.Ю. отсутствуют признаки' состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединённого с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия и угрозой его применения, совершенного с использованием своего служебного положения, а также состав злоупотребления должностными полномочиями, совершенного лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, то есть составы преступлений, предусмотренные п. "а, б" ч.2 ст. 141 УК РФ и ч.2 ст.285 УК РФ.

Опрошенная по существу проверки Стельмах С.Д., работающая заместителем директора средней общеобразовательной школы пос. Синегорье Ягоднинского района, пояснила что с ней наедине по вопросу выборов в Магаданскую областную Думу в апреле 2005 года в помещении школы говорила и.о. руководителя Управления образования Ягоднинского района Чевичелова И.А., которая путем уговоров пыталась склонить её к отказу от участия в выборах, при этом каких-либо угроз в её адрес не высказывала и осуществлению избирательных прав не воспрепятствовала, Стельмах С.Д. от участия в выборах не отказалась и своего имени из списка кандидатов от избирательного блока не убрала.

Как пояснила Чевичелова И.А., она действительно беседовала со Стельмах С.Д. по роду своей работы в апреле 2005 года во время одного из плановых посещений средней школы пос. Синегорье. При этом каких-либо разговоров о выборах с ней не вела, решала текущие рабочие проблемы.

Анализ полученных в ходе проверки объяснений не даёт оснований полагать, что и.о. руководителя Управления образования администрации Ягоднинского района Чевичелова И.А. воспрепятствовала свободному осуществлению Стельмах С.Д. избирательных прав, тем более что слов самой Стельмах С.Д. каких-либо угроз в её адрес не поступало, Чевичелова И.А. осуществлению её избирательных прав не воспрепятствовала.

Таким образом, в действиях и.о. руководителя Управления образования администрации Ягоднинского района Чевичеловой И.А. отсутствуют признаки состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединённого с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия и угрозой его применения, совершенного с использованием своего служебного положения, то есть состав преступления, предусмотренный п. "а, б" ч.2 ст.141 УК РФ.

Учитывая, что Чевичелова И.А. не воспрепятствовала осуществлению Стельмах С.Д. своих избирательных прав и существенно не нарушила её права и законные интересы, охраняемые законом интересы общества и государства, в её действиях нет признаков состава злоупотребления должностными полномочиями, то есть состава преступления, предусмотренного 4.1 ст.285 УК РФ.

Поскольку Чевичелова И.А - не является лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а ровно главой органа местного самоуправления, в её действиях отсутствует также и состав преступления, предусмотренный ч.2 ст.285 УК РФ.

Опрошенная по существу проверки Лебедева И.В., преподаватель Магаданского аграрного техникума в пос. Ола Магаданской области, пояснила, что в апреле 2005 года на неё было оказано давление со стороны главы администрации Ольского района Кузяева Г.А. и директора Магаданского аграрного техникума Форостовского В.О. с целью её выхода из списка кандидатов в депутаты областной Думы.

Из объяснения Лебедевой И.В. следует, что в апреле 2005 года в помещении техникума у неё состоялся разговор с её руководителем Форостовским В.О., который ей не угрожал, давления на неё никакого не оказывал, а просто передал просьбу "вышестоящего органа" снять свою кандидатуру с выборов. Как предположила Лебедева И.В., данная просьба исходила от заместителя губернатора Магаданской области Москвичёва В.А.

В дальнейшем, она встретила на улице пос. Ола главу администрации района Кузяева Г.А., который сообщил ей о недостатках в идеологии и работе правых партий и, как предположила Лебедева И.В., пытался путем уговоров склонить её к выходу из числа кандидатов в депутаты областной Думы от избирательного блока "Наша Родина - Колыма".

Опрошенные по существу проверки Форостовский В.О. и Кузяев Г.А. категорически опровергли факт воспрепятствования осуществлению избирательных прав Лебедевой И.В., пояснили, что никакого давления на неё не оказывали и ничьих требований о снятии кандидатуры с выборов не передавали. Кузяев Г.А. уточнил, что действительно в апреле 2005 года беседовал с Лебедевой И.В. о политике на улице поселка, при этом ни в чем её не убеждал и никакого давления на неё не оказывал.

Вместе с тем, из объяснения самой Лебедевой И.В. следует, что Форостовский В.О. на неё никакого давления не оказывал, а оказание на неё давления заместителем губернатора Москвичёвым В.А. и склонение к выходу из кандидатов в депутаты главой администрации района Кузяевым Г.А. основано на предположении, что не может приниматься во внимание, поскольку в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона фактические данные, основанные на предположении, юридической силы не имеют.

Таким образом, в действиях заместителя губернатора Магаданской области Москвичёва В.А, главы администрации Ольского района Кузяева Г.А., директора Магаданского аграрного техникума Форостовского В.О. отсутствуют признаки состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединённого с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия и угрозой его применения, совершенного с использованием своего служебного положения, то есть состав преступления, предусмотренный п. "а, б" ч.2 ст. 141 УК РФ.

Кроме того, в действиях заместителя губернатора Магаданской области Москвичёва В.А., главы администрации Ольского района Кузяева Г.А. отсутствуют признаки состава злоупотребления должностными полномочиями, совершенного лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, то есть состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.285 УК РФ, а в действиях Форостовского В.О. отсутствуют признаки состава злоупотребления должностными полномочиями, то есть состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ.

Учитывая, что Юмагулова Г.Х., Школьная З.Л., Стельмах С.Д. и Лебедева И.В. не обладают достаточным уровнем правовых знаний, необходимым для юридической квалификации действий лиц, на которых они указывают в своих объяснениях, не имеют достаточного опыта политической борьбы и дискуссий с идеологическими противниками и как следствие этого, впервые реально столкнувшись с перипетиями партийно-идеологической борьбы, могут дать ошибочную преувеличенную оценку действиям лиц, с которыми у них проходили беседы, а кроме того они в ходе проверки не предупреждались об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершенном преступлении, в их действиях нет состава преступления, предусмотренного ст.306 УК РФ.

Принимая во внимание, что лидеры избирательного блока "Наша Родина - Колыма" Сечкин А.А., Жуков П.Б. и Секретарь Федерального политического совета политической партии СПС Надеждин Б.Б. при направлении заявлений в органы прокуратуры руководствовались обстановкой, установленной неопытными в политической борьбе рядовыми членами избирательного блока, и не предупреждались об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершенном преступлении, в их действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст.306 УК РФ. На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст.24, 144, п.2 ч.2 ст.145, ст.148 УПКРФ, постановил:

1. Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного п. "а,б" ч.2 ст.141 УК РФ по основаниям п.2 чЛ ст.24 УПК РФ ввиду отсутствия в действиях заместителей губернатора Магаданской области Москвичёва В.А. и Чалова К.В., главы администрации Северо-Эвенского района Проказина В.Н., его заместителя Начарова Б.П., главы администрации Ольского района Кузяева Г.А., и.о. руководителя Управления образования администрации Ягоднинского района Чевичеловой И.А., руководителя УФПС Магаданской области Машиной М.Ю., главы территориальной администрации пос. Сокол гор. Магадана Игнатенко Г.Г., директора Магаданского аграрного техникума Форостовского В.О. признаков состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединённого с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия и угрозой его применения, совершенного с использованием своего служебного положения.

2. Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.285 УК РФ по основаниям п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ ввиду отсутствия в действиях заместителей губернатора Магаданской области Москвичёва В.А. и Чалова К.В., главы администрации Северо-Эвенского района Проказина В.Н., его заместителя Начарова Б.П., главы администрации Ольского района Кузяева Г.А., руководителя УФПС Магаданской области Машиной М.Ю., главы территориальной администрации пос. Сокол гор. Магадана Игнатенко Г.Г. признаков состава злоупотребления должностными полномочиями, совершенного лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), главой органа местного самоуправления.

3. Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.285 УК РФ по основаниям п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ ввиду отсутствия в действиях и.о. руководителя Управления образования администрации Ягоднинского района Чевичеловой И.А. и директора Магаданского аграрного техникума Форостовского В.О. признаков состава злоупотребления должностными полномочиями.

4. Отказать в возбуждении уголовного дела о совершении преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ по основаниям п.2 ч. 1 ст.24 УПК РФ ввиду отсутствия в действиях Надеждина Б.Б., Сечкина А.А., Жукова П.Б., Школьной З.Л., Лебедевой И.В., Стельмах С.Д. и Юмагуловой Г.Х. состава заведомо ложного доноса о совершенном преступлении.