На днях в Москве состоялся VIII раунд Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, в которой принял участие советник президента НКР, аналитик Давид Бабаян.

Комментируя ИА REGNUM прошедшую встречу, он отметил: "Дартмутская инициатива берет начало в 1960 году - в ее рамках граждане бывшего СССР и США встречались для улучшения взаимопонимания между двумя странами. В 1982 году была создана Рабочая группа Дартмутской конференции по региональным конфликтам. В октябре 2001 года Рабочая группа организовала диалог по Нагорному Карабаху во главе с сопредседателями - Гарольдом Сондерсом (США) и Виталием Наумкиным (Россия). В рамках работы VIII раунда диалога предложенный сопредседателями проект Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха был обсужден и согласован его участниками. Участники сошлись во мнении о необходимости скорейшей организации переговоров всех сторон по мирному урегулированию конфликта, масштабному вовлечению граждан региона в мирный процесс, формированию мер взаимного доверия. Были обсуждены методология и принципы справедливого урегулирования конфликта, отвечающего интересам всех народов региона". Давид Бабаян назвал VIII раунд "прорывом не только в рамках переговоров представителей общественности Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана в рамках Дартмутской конференции, но и в целом в процессе нагорно-карабахского урегулирования".

"Участники подтвердили, что урегулирование должно осуществляться исключительно мирными способами, путем переговоров. В тексте проекта договора много говорится о том, что стороны отказываются от насилия. В документе зафиксировано взаимное уважение, невмешательство в дела друг друга и развитие взаимно плодотворных экономических, политических и общественных взаимоотношений между тремя сторонами конфликта", - сказал Бабаян. По его словам, логика мирного процесса, согласно документу, состоит в том, чтобы предложить новое мышление в области установления мира. "Новое мышление предусматривает то, что до тех пор, пока отношения между конфликтующими народами не изменятся, правительства не могут заручиться согласием этих народов на достижение соглашений путем переговоров. Подобная формулировка действительно отражает единственно возможный механизм урегулирования нагорно-карабахского конфликта, ввиду того, что в ее основе лежит демократия. Демократия действительно является единственным реальным механизмом урегулирования данного конфликта. На первый взгляд это может показаться немного нереальным, так как в разрешении нагорно-карабахского конфликта необходимо будет урегулировать такие фундаментальные проблемы, как, например, статус, территории, беженцы и т.д. Урегулирование конфликта, предусматривает целый ряд компромиссов и взаимоуступок. После всеобъемлющего урегулирования в регионе сложится ситуация, которая, естественно будет кардинально отличаться от той, что была на 1988 год. Между тем, изменения могут быть неоднозначно восприняты обществами, особенно теми, которые проиграли военное противостояние. Недовольство может со временем привести к непреодолимому желанию реванша. И тогда последствия могут быть еще более непредсказуемыми. Для предотвращения этого необходима трансформация мышления и ценностей, отход от этнополитических мифов. Именно построение демократического и гражданского общества и позволит достичь этого на практике. Иной альтернативы попросту нет", - резюмировал Давид Бабаян.