Публикуем ответ помощника президента РФ, начальника государственно-правового управления президента РФ Ларисы Брычевой губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, поступивший в ИА REGNUM.

Губернатору Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко

Уважаемая Валентина Ивановна!

По поручению руководства администрации президента Российской Федерации сообщаю следующее:

Приводимая в Вашем письме точка зрения ряда политиков, касающаяся нецелесообразности дальнейшего функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской федерации и возможности передачи их полномочий федеральным судам общей юрисдикции, представляется недостаточно обоснованной.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации конституционное судопроизводство является особой формой судопроизводства, которая на федеральном уровне осуществляется в рамках деятельности специально созданного органа - Конституционного суда Российской Федерации. Сформированные в ряде субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды как специальные институты правовой охраны конституций (уставов) субъектов Российской Федерации также осуществляют конституционное правосудие, являясь органами судебного конституционного нормоконтроля, и в этом качестве не могут быть заменены иными судами. Кроме того, принятие решений о целесообразности формирования данного института судебной власти в соответствии с федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон) относится к компетенции органов государственной власти самих субъектов Российской Федерации.

Представляется также, что для принятия федерального закона, который установил бы принципы деятельности и компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в настоящее время нет достаточных оснований. Принципы деятельности судебной власти установлены статьями 118-123 Конституции Российской Федерации, а также статьями 1-10 Федерального конституционного закона. Следует отметить, что в соответствии со статьей 4 федерального конституционного закона конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, в связи с чем принципы деятельности органов судебной власти, закрепленные в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе, распространяются на них в полной мере.

Что касается компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, то часть 1 статьи 27 федерального конституционного закона устанавливает ее достаточно четко.

Кроме того, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 6 марта 2003 г. № 103-О указывается, что часть 1 статьи 27 федерального конституционного закона не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации дополнительных по сравнению с установленным перечнем полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Российской Федерации. При этом из Конституции Российской Федерации и федерального конституционного закона не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Наделение Конституционного суда Российской Федерации правом пересматривать решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации фактически установило бы инстанционность конституционного судопроизводства, что противоречило бы сущности Конституционного суда Российской Федерации как органа конституционного контроля, в задачу которого входит разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федарации нормативных правовых актов органов государственной власти и споров о компетенции указанных органов.

Представляется, что существующие сегодня в деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации проблемы, которые главным образом связаны с определением подведомственности дел конституционным (уставным) судам и судам общей юрисдикции, а также с вопросом о преюдициальном значении решений указанных судов, могут быть решены в ходе постепенного совершенствования процессуального законодательства и судебной практики.

Помощник президента Российской Федерации - начальник Управления (Государственно-правового управления президента РФ) Л. Брычева.