Гибель спикера, игорный бизнес и бюджетные войны: воронежская пресса с 18 по 24 июня

Воронеж, 24 июня 2005, 21:07 — REGNUM  Практически все средства массовой информации Воронежской области отозвались на гибель спикера областной Думы Юрия Титова. Так, "Новая газета в Воронеже" высказывает свою версию гибели председателя областного парламента в статье "Последний путь", опубликованной в номере от 24 июня. Автор cтатьи Евгений Константинов напоминает читателям обстоятельства гибели Юрия Титова: 19 июня на выезде из города Старый Оскол в Белгородской области водитель внедорожника "лендровер" депутат областной Думы Ярослав Шевель не справился с управлением, и автомобиль на большой скорости врезался в бетонный столб линии электропередач. Основной удар пришелся на ту сторону, где сидел Юрий Титов. По пути в больницу спикер Воронежской Думы скончался - накануне своего 56-го дня рождения. Ярослав Шевель, 38-летний житель Санкт-Петербурга, замгендиректора Евдаковского масложиркомбината, депутат от "Единой России" остался жив благодаря сработавшей подушке безопасности. Степень его вины будет установлена следствием. По неофициальным данным, которыми располагает "Новая", водитель был трезв, а основная версия ЧП - сильный дождь и плохие дорожные условия: "можно предположить, что джип ехал на очень большой скорости и, попав в "большую лужу", потерял управление из-за так называемого "эффекта аквапланирования". При аквапланировании контакт протектора с дорогой теряется вовсе. Сила сцепления становится равной нулю. Колесо находится в свободном скольжении по водяной пленке, и возможность водителя управлять автомобилем в этот момент также практически равна нулю". По словам специалистов, во время движения автомобиля по дороге, покрытой слоем воды (дождь, обширные лужи), каждая шина постоянно выдавливает жидкую субстанцию из пятна контакта, гонит перед собой водяной вал. До какого-то момента шина выдавливает клин воды и сохраняет контакт с дорожным полотном. Эффективность этого процесса зависит от трех факторов: рельефа протектора, толщины водяной пленки на дороге и скорости движения автомобиля. "Изношенные шины даже при водяной пленке всего в 1 мм и скорости около 100км/ч не смогут эффективно вытеснять влагу из-под колеса. Вал воды будет постепенно превращаться по все увеличивающийся водяной клин. Он оторвет шину от дорожной поверхности, и автомобиль поплывет". Экстренное торможение здесь уже не поможет. По мнению специалистов, аквапланирование начинается уже при 70-80 км/ч. "С учетом того, какие шины у "лендровера", скорость автомобиля, в котором ехал Юрий Титов, должна была быть значительно выше. Между прочим, среди коллег Ярослав Шевель слывет "лихачем". В смысле - любителем быстрой езды на быстрых машинах". Как отмечает "Новая газета", в тот день Юрий Титов выехал с целью узнать, как идет строительство крупного животноводческого комплекса под Осколом. Вряд ли эта поездка была служебной, и непонятно пока, почему за рулем был Шевель. Кстати, по данным издания, строит этот комплекс мультимиллионер, бывший хозяин "Стойленской нивы" Федор Клюка, а с Титовым его связывали приятельские отношения. 18-го у Клюки был день рождения, а 19-го к нему поехал Титов. "Может, хотел заодно поздравить друга?" - задается вопросом автор публикации.

"Новая газета" также выдвигает ряд предположений, кто займет место Титова в Думе и в политсовете отделения "Единой России".По всей вероятности, место председателя областной Думы займет первый вице-спикер Владимир Ключников. Но возможен и другой сценарий: "на выборы в сентябре пойдет кто-то из раскрученных политиков. Например, глава аппарата администрации области Владимир Кобяшев, вице-губернатор Сергей Наумов или глава Аннинского района Василий Авдеев. В случае победы один из них и станет спикером областной Думы. Кто заменит Титова на посту секретаря политсовета Воронежского регионального отделения партии "Единая Россия", пока сказать затруднительно".

"Регулирование и контроль игорного бизнеса регионами" - под таким заголовком вышла статья в еженедельнике "Экономика и жизнь - Черноземье". Статья приурочена к внесению в областную Думу на рассмотрение проекта областного закона, который призван регулировать игорный бизнес. "Игорный бизнес является одним из самых динамично, но хаотично развивающихся видов предпринимательской деятельности. По идее, он должен приносить колоссальные суммы в бюджеты всех уровней. И естественно, должен подлежать строжайшему контролю и учету. Однако законопроект, регулирующий этот вид деятельности, уже несколько лет лежит мертвым грузом в Государственной Думе". Очевидно, делает вывод издание, что существует мощное лобби, заинтересованное в откладывании принятия закона. Например, напоминает автор статьи, в Белгородской области действует закон, который предполагает постепенное переселение всех игорных заведений за черту города. Теперь проект закона о регулировании игорного бизнеса предстоит рассмотреть Воронежской областной Думе. По данным издания, закон предусматривает основные правила осуществления и контроля этого вида деятельности, установление административной ответственности за нарушение порядка размещения таких объектов, проведение проверок комиссией по упорядочению деятельности игорных заведений и контролю по соблюдению законности в сфере игорного бизнеса на территории Воронежской области. Возглавит комиссию начальник главного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации области Аркадий Можаитов.

Одной из центральных тем в воронежской прессе на минувшей неделе стал конфликт между администрацией Воронежа и заводом "Воронежсинтезкаучук". Газета "Воронежское обозрение" в статье "Культурой здесь не пахнет" сообщает читателям, что напряженные отношения мэрии и предприятия получились не сегодня. "Дело в том, что после приватизации в собственности завода остались очистные сооружения, которые очищают и стоки, идущие от населения. Вопрос, кто кому должен, поднимается чуть ли не ежегодно. С одной стороны, администрация должна оплачивать работу очистных сооружений за очистку канализационных стоков. С другой - завод обязан выплачивать довольно солидные суммы за сбросы загрязняющих веществ в объект рыбно-хозяйственного назначения, коим является водохранилище". "Воронежское обозрение" напоминает, что в прошлом году завод СК инициировал судебный процесс с целью признать водохранилище объектом культурно-бытового назначения, поскольку это позволит предприятию при прежних количествах сбрасываемых стоков платить в казну Воронежа гораздо меньшие деньги. Издание приводит комментарий заместителя начальника управления по охране окружающей среды администрации Воронежа Александра Кучина, который утверждает, что по сути "воронежское море" является объектом рыбно-хозяйственного назначения: в нем пока еще в изобилии водится рыба, а значит можно производить ее лов в промышленных масштабах. А вот в случае повышенного уровня загрязненности воды существование рыбы в водоеме будет поставлено под угрозу. "Правда, в ОАО "Воронежсинтезкаучук" опасности экологи не видят. По словам начальника юридического отдела предприятия Ольги Провоторовой, в случае изменения статуса водохранилища завод будет осуществлять очистку не хуже, чем ранее. Вопрос имеет исключительно экономическое измерение. Как конечный водопользователь, СК один несет ответственность за сброс водостоков. В то же время аналогичные сбросы ведут многие предприятия Воронежа, и доля водостоков с самого завода составляет менее 20 процентов от общего объема. Платить же приходится только им".

В то же время, сообщает издание, водохранилище не включено в реестр объектов рыбно-хозяйственного назначения - из всех водоемов Воронежской области в этот перечень включена только река Хопер. Водохранилище же фактически является объектом культурно-бытового назначения.

Тему конфликта ОАО "Воронежсинтезкаучук" поднимает в статье "Как далеко зашли вы в своей алчности" с подзаголовком "Завод СК предпринял попытку блокировать счета администрации Воронежа" и городской еженедельник "Берег". Ранее ИА REGNUM уже сообщало о финансовых разногласиях между предприятием и Воронежской администрацией: 21 июня со счетов мэрии в счет погашения долга были списаны 26 миллионов рублей. "В результате чего, - пишет "Берег", - оказалось блокировано движение средств по жизненно важным статьям расходов. Это и выплата зарплаты бюджетникам, и подготовка городского хозяйства, школ, больниц и жилья к новому отопительному сезону, и питание детей в оздоровительных лагерях, и выплата материальной помощи малоимущим гражданам, и покупка инсулина и так далее. За последние десять дней это уже второй случай финансового вероломства со стороны завода СК. В начале июня аналогичным путем со счета мэрии в воронежском филиале Московского индустриального банка было списано 27 млн. руб. Особо надо подчеркнуть, что завод не постеснялся посягнуть даже на заемные средства. Банк буквально в тот же день выделил городу 40-миллионный кредит, который должен был пойти на выплату зарплаты бюджетникам и оплату работ по подготовке города к зиме. В тот момент, подключив к конфликту федеральные и областные власти, мэру все-таки удалось договориться о возврате в казну этих средств хотя бы за счет перечисления заводом земельного налога. Из 27 млн. - 22 вскоре вернулись городу. А буквально через несколько дней произошла новая финансовая диверсия в отношении города!"

Дирекция завода настаивает на полном погашении задолженности перед предприятием - она составляет 120 миллионов рублей. "И то, что подобный шаг может попросту привести миллионный город к катастрофе, руководство СК, наверное, не может не понимать, как и то, что бюджет города сегодня крайне не сбалансирован". В прошлом году, напоминает "Берег", уже был создан прецедент по блокированию счетов мэрии этим предприятием, но конфликт тогда удалось уладить. Был составлен график реструктуризации задолженности, в бюджете 2005 года заложена сумма на ее погашение. "Кстати, вчера на заседании гор. Думы был вынесен вопрос о корректировке бюджета, в котором, в числе прочих, была прописана сумма погашения заводу задолженности прошлых лет за очистку сточных вод в размере 23 млн. руб. Но руководство завода не стало ждать, а может быть, пошло на это преднамеренно. По крайней мере есть основания так думать". Как отметил вице-мэр Юрий Кретинин, в начале этого года руководство завода обратилось в администрацию города с просьбой выделить предприятию два земельных участка под строительство жилых домов в районе нефтебазы. Однако эти площадки уже были обещаны под аналогичные цели представителям федеральных структур, поэтому город заводу отказал. "Неужели завод решил таким образом отомстить?" - задается вопросом автор публикации Денис Кузнецов.

Сам долг по очистке сточных вод автор статьи ставит под сомнение: завод выставляет городу счет на объем очищенных стоков, эквивалентный отпуску чистой воды "Водоканалом" на все муниципальные предприятия и учреждения города. Реально же на очистные сооружения из-за утечек и аварий на водопроводных сетях возвращается воды гораздо меньше. "Всем известно, что "Воронежсинтезкаучук" с экологической точки зрения самое опасное предприятие. И самое страшное, что в отличие от своих собратьев в других регионах, находится оно в городской черте. Казалось бы, эта особенность должна беспокоить и хозяев завода - компанию "Сибур". Недавно завод СК перешел на выпуск нового вида каучуков. К сожалению, в федеральной лаборатории нет методик, по которым можно посчитать истинную вредность выбросов от нового производства. На заводе пользуются ведомственными расчетами, которые, естественно, всегда будут соответствовать нормам. А вот как обстоят дела в реальности, городские экологи узнать пока не могут. Создается впечатление, что завод отгорожен высоким забором и просто не замечает, что вокруг него живут и страдают от такого соседства тысячи людей". В советские времена, отмечается в статье, руководство завода перечисляло в бюджет города в качестве компенсации за экологический вред около одного миллиона рублей ежегодно (для сравнения: авиазавод, который в 4-5 раз больше, перечислял всего 200 тыс. руб.): деньги направлялись на благоустройство и озеленение района. Сегодня ничего подобного нет, отмечается в публикации.

Автор статьи пишет так же и о собственно очистных сооружениях: "Разговор о том, что они давно нуждаются в капитальном ремонте, шел еще лет пятнадцать назад. Но с тех пор, увы, ничего так и не сдвинулось в лучшую сторону. По словам начальника отдела природопользования комитета по экологии мэрии Александра Кучина, если бы завод сбрасывал в воду только свои стоки, то по концентрации вредных и ядовитых веществ он относился бы уже совсем к другой категории и, соответственно, платил бы за загрязнение окружающий среды в несколько раз больше. Но благодаря тому, что завод на выходе смешивает свои стоки с хозяйственно-фекальными водами города, концентрация вредных веществ сокращается, и платежи оказываются не столь уж существенными. То есть благодаря городу предприятие еще и экономит серьезные суммы".

Другая важная проблема для Воронежской области рассматривается в статье "Бюджетные войны заказывали?", так же опубликованной в "Береге". Она посвящена федеральному закону № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который, как известно, вступит в силу с 1 января и несет регионам множество проблем, в частности, "многочисленные локальные битвы за финансы". "Если раньше в этих войнах на территории области участвовало не более 30 субъектов (в лице областной администрации и большинства дотационных муниципальных образований), то с вступлением силу нового закона к ним прибавятся более 500 новых муниципальных образований (второго вида) в лице администраций сельских поселений, поселков. Битва за деньги обещает быть нешуточной: если до сих пор руководители сел, поселков даже формально не имели собственных бюджетов, то с 1 января 2006 года, согласно ФЗ N131, они обязаны иметь такие документы", - пишет автор статьи Владимир Даньшин. Он напоминает, что каждому из муниципальных образований необходимо иметь грамотных финансистов, бухгалтеров, юристов, которые хотя бы владели навыками формирования бюджета. Только вот возможно ли найти более тысячи квалифицированных специалистов, которые захотят работать в сельской местности?

Проводящийся в настоящее время эксперимент по реализации закона в Нижнедевицком и Каширском районах выявил множество недоработок федерального закона. И главная из них, пишет "Берег", то, что более-менее наполнить свои бюджеты могут только районные центра, "а вот бюджеты поселков и поселений будут практически все дефицитными. Их главам в таком случае остается два пути: или только и ждать подачек из районного и областного бюджета, или вести активную политику по увеличению доходной части собственной казны. Но во втором случае их денежные интересы неизбежно будут сталкиваться с позицией районных руководителей, а значит - бюджетные войны неизбежны. Собственно говоря, такая проблема уже существует в Каширском районе".

Ситуацию "Берегу" прокомментировал глава Каширского сельсовета Александр Коротких: "Администрации сельских поселений, по новому закону, обязаны взять на свой баланс все объекты ЖКХ, сферу бытового обслуживания населения, объекты сферы культуры. За поселениями остается обязанность содержать, строить и ремонтировать дорожную систему, организовывать освещение улиц, обеспечивать бесперебойный вывоз мусора". По словам Александра Коротких, в начале текущего года около 30 тыс. руб. от подоходного налога попали на счета администрации района, хотя эти деньги принадлежат администрации Каширского сельского поселения. "В итоге сейчас идет сложный процесс возврата денежных средств, - говорит Александр Коротких. - Вообще же, доходную часть бюджета поселений составляют платежи от штрафов, сельхозналог, земельный и имущественный налоги с граждан, другие местные налоги и сборы. Но по итогам прошедшего периода пилотного проекта можно сделать вывод о недостаточности финансовой базы для выполнения всего комплекса обязанностей администраций муниципальных образований обоих уровней. На мой взгляд, единственным серьезным источником пополнения наших бюджетов может стать увеличение доли подоходного налога в пользу муниципальных образований. Иначе 13 из 14 сельских поселений так и будут существовать за счет дотаций".

Глава администрации Каширского района Юрий Матвеев отметил, что в нынешней финансовой ситуации у администрации поселений денег хватает только на собственное содержание, а вот на социальные нужды поселков средств у них уже не остается. "У их руководителей сложилась старая психология: зачем работать, если все равно дадут дотации из областного и районного бюджетов. А кроме того они считают, что раз у главы района больше полномочий, чем у них, так пусть он и работает над увеличением собираемости налогов ", - приводит "Берег" слова Юрия Матвеева.

"То, о чем было сказано выше, это только малая часть проблем предстоящей в России реформы местного самоуправления, - резюмирует автор статьи. - Губернатор полагает, что области требуется ежегодно по 2,8 млрд. руб., чтобы муниципальные образования хотя бы на самом минимальном уровне смогли обеспечить возлагаемые на них полномочия в соответствии с ФЗ N131. Этих денег у области нет, да и никто нам их не даст, считает Владимир Кулаков. А раз так, то по прогнозам областных властей, если внедрять закон о местном самоуправлении так же, как и монетизацию, то "протестные настроения зимы 2005 года покажутся просто детским лепетом".

"Плата по-черному, или Почему чиновники думают только о себе..." - под таким заголовком вышла статья, посвященная зарплатам "в конвертах", в "Коммуне" от 24 июня. Это довольно серьезная проблема для Воронежской области, и в администрации не раз поднимали этот вопрос. "В Воронежской области насчитывается порядка 400 тысяч частных предпринимателей, многие из которых имеют наемных работников и также многие не обременяют себя единым социальным налогом. А кроме них еще и немало предприятий, действующих по той же схеме. Экономисты прикинули: областной бюджет теряет ежегодно свыше 1,5 млрд. недоплаченных рубликов. В бегущей строке телевизора мельтешат объявления: приглашаем на работу, полный соцпакет. Этот "пакет" упоминается как нечто привлекательное, особое - вместо обязательного правила", - пишет газета.

Проверка в Рамонском районе, пишет издание, показала, что предприятий, полностью делающих все необходимые отчисления по зарплатам, там начитывается только 2%. То есть даже там, где заключены трудовые договоры, официальная заработная плата названа в размере 300 - 400 рублей. "После запугивания банкротством, штрафов и других мер средний заработок вдруг подскочил до 1800 рублей, что, в общем-то, свидетельствует - "конвертов" стало меньше, но они далеко не изжиты. То же самое происходит и в остальных сельских районах, и в миллионном областном центре. Свыше полутысячи проверок индивидуальных предпринимателей показали, что каждый пятый работник трудится вообще неофициально, а 45 процентов персонала получают в месяц менее тысячи целковых".

На эту тему корреспондент газеты беседовал с водителем пассажирского автобуса, который раньше работал токарем на механическом заводе, по несколько месяцев сидел либо вообще без зарплаты, либо выдавали ему по три тысячи - в лучшем случае. "А у меня двое детишек, намучился, натерпелся - ведь и бастовать пробовали - кинул этот завод к чертям, хоть он и в ранге военно-промышленных. Пошел рулить у частников. Деньжат побольше вдвое, только это сиюминутный шаг отчаяния! Мне же пенсия не светит, а я далеко не мальчик...", - говорит водитель. Другой собеседник издания, на этот раз депутат областной Думы, пожелавший остаться неизвестным, соглашается с водителем. "Прав твой токарь-шофер: само государство, власть способствуют развитию нездоровой ситуации. Известно, что в развитых странах разница в оплатах труда не превышает пятикратной. У нас уже зашкаливает за 15-17 крат... Мы сегодня вот в Думе утверждали получку чиновникам. Для видимости - зарплата средняя: 5-6 тысяч, а дальше - надбавки, оклады за классный чин и т.д. Надбавки за стаж - до трети оклада, "за особые условия гражданской службы" - от 60 до 200 процентов... Прибавь еще надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну, премию за выполнение особо важных и сложных заданий, где, заметь, размер доплат вообще не ограничивается. И это не все: предусмотрено ежемесячное денежное поощрение в размере от 7 до 14 должностных окладов высоким чиновникам, от 3 до 6 самым неприметным... Нет, не все: дальше - за ученые степени, почетные звания, работу в коллегиях, идешь в отпуск - два оклада плюс, не должностных, с надбавками, а также материальная помощь (!) в сумме все того же "большого" ежемесячного содержания, бесплатная путевка в санаторий либо на курорт... Так вот, полагаешь здесь нет прямой связи с зарплатой в конвертах рядовых наших тружеников? Увы, четкая связь. Чего взять с бизнесмена, коль он кое в чем равняется, стремясь скорее нажить капитал, на наше чиновничество, армия которого неуклонно растет? Он легко идет на нарушение закона, набирая себе рабов, еще более обиженных самим законом - они ведь нищие. Кто способен устыдить хозяина, поставить на место? Никто, кроме обделенного им работника, но он безропотен, унижен и... облагодетельствован хозяином. Да, о пенсиях мы забыли: масса граждан получает меньше тысячи, но существует иная, немалая категория "особых" бывших трудящихся, кому государство отваливает в 20-30-50 раз больше".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.