О первых результатах расследования уголовного дела по факту разлива мазута в Тверской области рассказала представителям СМИ Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вера Солдатова на пресс-конференции, состоявшейся 22 июня в Москве.

Как уже сообщало ИА REGNUM, на место крушения поезда в Тверскую область выехала следственная бригада Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в состав которой также вошли работники Транспортной прокуратуры. Было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 247 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ, которое привело к загрязнению окружающей среды.

По словам Веры Солдатовой, в настоящее время следствием отрабатываются две основные версии. Первая - неисправность железнодорожного полотна в результате подтопления почвы из-за прошедших дождей, вторая - техническая неисправность подвижного состава. Продолжается осмотр поднятых цистерн, назначаются и проводятся экспертизы, в том числе по подвижному составу, изымаются документы и идут допросы. После этого будет проведена комплексная экологическая экспертиза, по результатам которой будет установлен размер конкретного ущерба, и соответствующий иск будет предъявлен ОАО "Российские железные дороги" и к ним же будут предъявлены иски в защиту интересов граждан, пострадавших в результате аварии, а также будут взысканы затраты по ее ликвидации.

По предварительным данным, полученным в ходе осмотра места происшествия, установлено, что в результате повреждения корпуса цистерн на землю вылилось не менее 500 тонн мазута. Лабораторные исследования проб показали, что на 8 часов утра 16 июня в грунте на месте аварии предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ превышала норму в 4 826 раз. Мазут также попал в речку Гостижа, из нее в реку Вазуза, а из Вазузы непосредственно в Волгу. Загрязняющие вещества находились во всех реках; их концентрация составила: в Гостиже - 1026 ПДК, в Вазузе - 326 ПДК, в Волге - 51 ПДК. На 19 июня в результате принятых мер и речной самоочистки количество загрязняющих веществ в водоемах снизилось: в реках Гостижа и Вазуза до уровня 17 ПДК, а в Волге до 5 ПДК. В связи с этим Волга, относившаяся прежде к высшей рыбохозяйственной категории, в районе аварии утратила эту категорию на неопределенный срок.

Как подчеркнула природоохранный прокурор, уже по первым данным следствия видно, что в первые часы практически отсутствовала надлежащая координация между службами, задействованными на месте аварии. Несвоевременно начали использоваться реагенты для локализации пятен мазута на месте разлива и на близлежащих берегах рек. Несмотря на режим чрезвычайной ситуации, не было оповещено местное население и не были предприняты необходимые ограничительные меры - на запрет пастьбы и водопоя скота, купания, рыболовства и т.д. В итоге серьезно пострадал скот и возник вопрос о предъявлении исков в интересах граждан. Нельзя также есть рыбу, пойманную в данном месте.

Кроме того, отметила Вера Солдатова, пробы почвы, воды и воздуха, которые органы экологического контроля должны были взять сразу же после аварии, были взяты только через 12 часов и только по требованию прокуратуры, буквально заставившей специалистов выехать на место происшествия. "Это позволяет сделать вывод, что в данных органах отсутствует отлаженная система дежурства и оповещения о чрезвычайных ситуациях экологического характера", - заявила она.

В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240 Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, при поступлении сообщения об аварии время локализации разлива нефти не должно превышать 4 часа при попадании в акваторию водоема и 6 часов при попадании на почву, подчеркнула природоохранный прокурор. Однако, в Тверской области установленные нормативные сроки были превышены более чем в два раза.

"Сегодня уже слышны победные рапорты об устранении последствий аварии. Я считаю, что они явно преждевременны, - заявила она. - Специфика экологических катаклизмов заключается в том, что их последствия будут видны несразу. Благодаря холодной погоде большая часть мазута осела на дно рек, а к уборке этого мазута пока еще никто не приступал. Поэтому будет продолжаться негативное воздействие загрязнения на рыбу, животных, нерестилища и кормовую базу. Уже имеются зафиксированные факты гибели рыбы, мальков (только-только прошел период нереста) и водоплавающих животных, в частности, бобров".

При установлении теплой погоды и прогреве воды находящийся на дне мазут будет подниматься, растворяясь в воде, что приведет к вторичному загрязнению как водоемов, так и артезианских скважин в городах Ржев, Зубцов и Старица, где глинистая почва пока что не позволила мазуту проникнуть в подземные грунтовые воды, сообщила Вера Солдатова. По последним наблюдениям, радужная нефтяная пленка доходила до Твери, находящейся в 130 км от места аварии, откуда недалеко до Конакова и Иваньковского водохранилища, снабжающего водой Москву. "Пробы показали, что в этих источниках питьевой воды нефтепродуктов пока нет, но это не значит, что они там не появятся, -предупредила природоохранный прокурор. - Через неделю или месяц ситуация может совершенно измениться".

По словам Веры Солдатовой, ущерб от аварии был бы намного меньше, если бы не ряд обстоятельств. Первые итоги расследования показали, что исполнительные органы власти Тверской области (возглавившие впоследствии штаб по ликвидации аварии), служба МЧС, а также другие уполномоченные органы, указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", первоначально явно недооценили степень общественной опасности аварии и ее последствий, оказались недостаточно подготовленными к действиям в условиях чрезвычайной ситуации и просто проявили растерянность. "Меня поразила самоуспокоенность и недооценка этой катастрофы. Неосторожная она была или умышленная, это мы скажем позже, но явно присутствовало желание сокрыть тот факт, что нефтепродукты попали в реку Волга, - заявила Вера Солдатова. - Основное загрязнение произошло в первые часы аварии. Если бы были приняты в совокупности все предписанные меры, такого ущерба могло не быть. Может быть, поэтому органы МЧС и контролирующие органы, к которым относятся Госприроднадзор, Гостехнадзор и Роспотребнадзор, стараются преподнести себя с положительной стороны".

Прокурор заверила, что органы предварительного следствия в настоящее время объективно исследуют все обстоятельства аварии, дадут принципиальную оценку случившегося, примут все меры для установления виновных и по итогам следствия дадут оценку каждому из контролирующих и других органов, принимавших участие в работах на месте аварии по ее устранению.

"Я хотела бы выразить благодарность работникам средств массовой информации, которые с утра до вечера дежурили на месте аварии, объективно показывали рассказывали о происшествии и давали объективную оценку случившегося, - закончила пресс-конференцию Вера Солдатова. - Это во многом способствовало не только информированию и привлечению общественного мнения, но и тому, что в работу, хотя и с большим опозданием, включились те службы, которым надлежало это сделать ранее и по собственной инициативе".

Справка ИА REGNUM: 15 июня в 19:08 мск при движении товарного поезда № 2909 с 60 цистернами мазута, следовавшего по направлению из Волоколамска в Ржев на перегоне Зубцово - Аристово Октябрьской железной дороги, около деревни Зуево Зубцовского района Тверской области произошло крушение. Сошли с рельс и были повреждены 26 цистерн, из которых 23 опрокинулись. Мазут является токсичным веществом, при попадании которого на слизистые оболочки и кожу человека и животных возникают раздражения и сильные аллергические реакции.