Одним из вопросов, обсуждаемых министром реинтеграции Молдавии Василием Шова и председателем парламентской комиссии по внешней политике и евроинтеграции Сергеем Стати 11 июня в программе Maxima молдавского телеканала NIT, стал вопрос демилитаризации в Приднестровье.

Шова напомнил, что еще на саммите ГУУАМ в "Семи шагах" Виктора Ющенко была обозначена необходимость трансформации проходящей в Приднестровье миротворческой операции в институт военных и гражданских наблюдателей под мандатом ОБСЕ. Как сказал Шова, проработав на экспертном уровне этот тезис, весь процесс демилитаризации поделили на 2 этапа. До 31 декабря 2005 года с учетом экспертной оценки российских военных (со слов министра, по оценкам российских специалистов, необходимо около 6 месяцев, чтобы завершить процесс вывоза оставшихся боеприпасов) был определен срок вывода тех российских сил, которые участвуют в сегменте охраны боеприпасов. Он напомнил, что сегодня часть личного состава оперативной группы войск, находящихся на левом берегу Днестра и участвующих в реализации соглашения от 21 июля 1992 года, составляет около 500 человек, тогда как в 1992 их было около 2 тыс. Сокращение произошло согласно подписанному в 1998 году в Одессе соглашению на основании того, что созданы реальные условия для политического урегулирования. В этом же документе закреплена договоренность о поэтапной демилитаризации в зоне безопасности. По мнению Шовы, благодаря сложившейся в настоящее время стабильности в регионе, а также позиции Украины и желанию Кишинева ускорить процесс, настал момент завершить операцию, в результате чего соглашение 1992 года утратит силу.

Шова напомнил сказанное журналистам президентом Молдавии в Брюсселе: "Миссия действующих с 1992 года российских миротворцев завершена, и мы полагаем, что всех этих военных людей надо заменить наблюдателями от ОБСЕ; менять их на других военных в другой форме, нет никакого смысла, нам надо демилитаризировать эту зону". "Но, отметил Шова, ситуация должна быть наблюдаемой, мониторинг необходим, поэтому в течение полутора лет, которые Украина предлагает для полной реализации плана, предложено трансформировать миротворческую операцию в институт наблюдателей". "Я убежден, сказал Шова, что в составе наблюдателей будут и представители России, и Украины, и других стран ОБСЕ. Нужно перестать запугивать людей какими-то военными компонентами, постоянными угрозами военных провокаций, показать людям, что мы реально переходим к ситуации стабильного урегулирования ситуации на основе гражданской составляющей мониторинга зоны безопасности". Напомнив телезрителям, что президент Молдавии Воронин, говоря о плане Ющенко, заметил, что, несмотря на то, что "план очень деликатно обошел проблемы, тормозящие процесс урегулирования", среди которых "вывод иностранных войск с территории Молдовы", он оставил широкий простор для того, чтобы "все эти вопросы находили дополнительное и всестороннее решение в многосторонних форматах, в которых участвует Молдова", Шова добавил следующее. "В обращении парламента о принципах демилитаризации приднестровского региона высказывается пожелание к РФ о вывозе вооружения до конца года и о выводе войск до конца 2006, после чего парламент будет готов ратифицировать договор об обычных вооруженных силах в Европе, на чем настаивает российская сторона. Очень важно, что Молдова берет на себя обязательства предложить в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира" и осуществить посредством Международная миссия военных и гражданских наблюдателей (ММВГН) реформу приднестровских вооруженных формирований, т. е. роспуск военных формирований, ликвидацию оружия и военной техники, а также социальную реабилитацию и переквалификацию лиц, входящих в состав приднестровских невоенизированных формирований.

В ответ на реплику ведущей программы, что некоторые российские СМИ трактуют предложение молдавского парламента как замену российских войск солдатами НАТО, Шова заметил, что Молдавия нейтральная страна, и, согласно позиции главы государства, "мы хотим, чтобы на нашей территории не было иностранного присутствия. Этот тезис сейчас реализуется на практике, и спекулировать, называя вывод российских войск попыткой заменить их на НАТОвские, значит, перекладывать с больной головы на здоровую". Также Шова призвал не поддаваться на провокационные комментарии, добавив: "Безусловно, понадобятся и военные наблюдатели, которые с точки зрения специалистов обозначат процесс демилитаризации, но основная нагрузка должна лечь на гражданских наблюдателей под мандатом ОБСЕ".

Шова поддержал замечание ведущей передачи, что российское руководство должно быть заинтересовано в демилитаризации зоны в связи с предстоящей реализацией Молдавией соглашений ДОВСЕ: "Парламент четко обозначил, при каких условиях он готов ратифицировать адаптированный договор об обычных вооружениях, который все в Европе, в том числе, и в России, оценивают как краеугольный камень европейской безопасности. Если российские военные эксперты внимательно изучат и оценят обращение, они поймут, что для РФ имеется хорошая предпосылка сэкономить многомиллионные средства, потому что адаптированный договор четко обозначает квотное присутствие военных компонентов вдоль соответствующих границ. Мне кажется, мы могли бы привлечь внимание России к готовности молдавской стороны ратифицировать соглашение ДОВСЕ".

"Не исключаю, что возникнут комментарии об антироссийском характере обращения молдавского парламента, сказал Сергей Стати. Но оно предлагает вместе с РФ решить проблему в рамках ДОВСЕ. Появился легальный, юридически обоснованный документ для вывода достаточно большого контингента российских войск, присутствующих в Молдове, в рамках ДОВСЕ". Стати предложил расценить обращение молдавского парламента как оказание помощи Российской Федерации по решению юридических вопросов в этой проблеме.

Шова напомнил о консенсусном решении стран НАТО приступать к реализации адаптированного договора только после выполнения РФ стамбульских соглашений по Грузии и Молдавии. "Теперь перспектива приступить к ратификации ДОВСЕ всеми странами открыта", сказал Шова. На что Стати, присутствовавший на встречах Воронина в Брюсселе, добавил, что заявления президента РМ, о намерениях не ратифицировать ДОВСЕ до вывода российских войск, воспринято там с пониманием.

Говоря о ссылках российской стороны на сопротивление Приднестровья, препятствующего выполнению стамбульских обязательств, Шова заявил: "Как РФ нашла решение по Грузии, так может решить и этот вопрос, взвесив ситуацию и конъюнктурные соображения некоторых ведомств, стремящихся затянуть реализацию стамбульских соглашений. Ссылки на Тирасполь нужно расценивать как попытку сохранить статус-кво с целью прояснить, а что же последует далее. Период ожидания должен уйти в прошлое. Предложенный Украиной план - хорошая Дорожная Карта, реальные шаги к процессу урегулирования. Должна присутствовать политическая воля, которая сегодня четко прослеживается у руководства Молдовы и Украины. Хотелось бы, чтобы и другие участники урегулирования присоединились". В связи с этим Стати высказал надежду, что "России хватит политической мудрости показать заинтересованность не в консервации проблемы, а в ее разрешении". "Россия должна быть больше заинтересована в том, чтобы Молдова была целостным государством. Сейчас некоторые представители Думы пытаются воздействовать на Кишинев через Тирасполь, что неправильно и близоруко".