В Эстонии проведено социологическое исследование "Мониторинг интеграции 2005" на тему интеграционных процессов в стране последних трех лет, сообщила ИА REGNUM участница проекта, социолог Ийрис Петтай (Iris Pettai). По ее словам, итоги опросов позволяют сделать вывод, что поколение молодых русских Эстонии кардинально отличается от поколения их родителей: "90% русских парней и девушек не связывает себя с Россией или россиянами, предпочитая называть себя "гражданами Эстонии", даже если у них такого гражданства нет. Это стало одним из главных сюрпризов нашего исследования". Она считает, что русская молодежь - это "совсем другие русские": они больше интегрированы в эстонское общество, лучше знают эстонский язык, читают эстонские СМИ и работают в смешанных коллективах, у них отсутствует ощущение некоего барьера или отторжения между двумя крупнейшими общинами страны.

Петтай отметила ИА REGNUM, что у русской молодежи нет иллюзий по поводу своего положения в Эстонии: "Они настроены довольно скептически к оценке своего места в эстонском обществе. Несмотря на то, что социально-политические позиции эстонской и русской молодежи сближаются, русские уверены, что находятся в стране на "вторых ролях", чувствуют, что русским трудно попасть в эстонский сектор экономики". У многих из них по-прежнему нет эстонского гражданства, недостаточное знание эстонского языка.

Социолог Марье Павелсон (Marje Pavelson) отметила, что русская молодежь заметно повысила свою конкурентоспособность на рынке квалифицированного труда и уже влияет на ситуацию на рынке высокооплачиваемого труда в ущерб эстонской молодежи. "Уменьшается число эстонцев, которые получают места специалистов - конкуренция со стороны русской молодежи растет. Карьера эстонцев теперь не идет так, как это было пять лет назад", - заявила она в интервью Эстонскому радио. По данным исследования, среди эстонской и русской молодежи доля специалистов в экономике страны стала практически одинаковой - 21 и 19% соответственно. И эта тенденция только усиливается. Павелсон считает, что русская молодежь больше проявляет усидчивости и старания при получении образования - "русские хотят учиться и имеют соответствующий социальный ресурс, они осознанно стремятся к тому, чтобы добиться успеха, а не только справиться с жизнью". Доля недовольных жизнью русских среди людей, получивших базовое образование в девять классов, меньше, чем среди эстонцев, отметила ученая.

Ученый Юри Круусвалл (Juri Kruusvall) выделил в исследовании еще один любопытный момент: "Нас беспокоит тенденция все большего превращения трудовых коллективов в моноязычные. Теперь объединение работающих происходит уже не на базисе общей национальности, а общего языка общения". Круусвалл выразил озабоченность тем, что заметно снизилось число эстонской молодежи, которая может общаться на русском языке с русскими сверстниками - таких в стране уже 15%. "С точки зрения интеграции это плохо, так как русские молодые люди в начале карьеры нуждаются в некоторой поддержке русскими словами или знанием русского языка другой стороной общения", - сообщил он Raadio 4.

Проект "Мониторинг интеграции 2005" реализован группой из семи социологов и ученых Института международных и социальных исследований по заказу Целевого учреждения интеграции. В его ходе было опрошено 1200 жителей страны в возрасте о 15 до 74 лет. Социолог Петтай уверена, что мониторинг отражает достаточно объективную картину положения дел в интеграции эстонского общества. По ее словам, в опросе участвовали все уезды республики, дополнительно были опрошены 250 молодых русских в возрасте от 15 до 29 лет. Петтай подчеркнула, что обработаны лишь 10% полученного материала, поэтому более подробный анализ возможен спустя несколько месяцев.