В портах Темрюк и Кавказ идет широкомасштабная перевалка опасных химических грузов. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM представитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха, это выяснилось в результате проверки объектов, способных нанести вред морским биоресурсам и среде их обитания, проведенной в Темрюкском районе Краснодарского края инспекторами Азово-Черноморской государственной морской инспекции ФСБ России.

В частности, ЗАО "Темрюк Сотра", которое пользуется причалами №5 и №6, предоставляет эти причалы в аренду компании "Росхимтрейдинг", которая в свою очередь осуществляет перевалку опасных жидких химических веществ на суда. ООО "Темрюкмортранс", пользующееся причалами №23 и №24, в числе прочих грузов занимается перевалкой удобрений. Удобрения хранятся частично под открытым небом. Согласно договору с ООО "Темрюкмортранс", на этих же причалах ООО "Каргохим" производит перевалку жидких химических грузов. Транспортировка, хранение и перевалка опасных химических грузов в порту Темрюк осуществляется с многочисленными нарушениями природоохранных норм.

В порту Кавказ наиболее вопиющие нарушения были выявлены при проверке ОАО "Порт Кавказ". Эта организация занимается перевалкой серы, сульфата аммония, карбамида, минеральных удобрений. Химические сыпучие вещества доставляются навалом в вагонах, хранятся под открытым небом, грузятся на суда ковшом без каких-либо мер, предотвращающих попадание химических веществ в море. Причал №24, который эксплуатируется ОАО "Порт Кавказ", не оборудован ливневой канализацией, территория забетонирована лишь частично, не герметична, не очищенные и не обезвреженные сточные воды беспрепятственно стекают в акваторию Керченского пролива и впитываются в почву. Нарушения со стороны ОАО "Порт Кавказ" зафиксированы не только инспекторами Азово-Черноморской государственной морской инспекции ФСБ России. Еще в декабре 2004 г. Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю на ОАО "Порт Кавказ" был наложен штраф в 30 тыс. рублей за складирование в прибрежной полосе Керченского пролива минеральных удобрений и других опасных химических веществ. Также в порту Кавказ выявлены негативные последствия деятельности ООО "СТЛ Трейдинг" (ООО "СВЛ-Кавказ"), которое занимается перевалкой нефти и нефтепродуктов. В вырытом на территории порта котловане обнаружено нефтяное пятно, образовавшееся в результате постоянной подпитки почвы нефтепродуктами на нефтебазе ООО "СТЛ-Трейдинг".

Результаты проверки Азово-Черноморской государственной морской инспекции делают достоянием широкой общественности информацию о том, что порт Темрюк используется для широкомасштабной перевалки опасных грузов и поднимают с новой остротой проблему перевалки опасных грузов через порт Кавказ. Экологические проблемы перевалки опасных грузов через порт Кавказ остро стоят уже больше десятилетия, после того как началось развитие бывшего портопункта "Кавказ", который раньше обслуживал паромную переправу через Керченский пролив.

По мнению экологических активистов, развитие порта Кавказ с самого начала было направлено на перевалку именно опасных грузов, вопреки тому, что это было совершенно неприемлемо с многих точек зрения. В результате этого созданы невыносимые условия для жизни жителей поселка Чушка, примыкающего к порту; деградирует крайне уязвимая экосистема косы Чушка, на которой расположен порт; острое негативное воздействие оказывается на экосистемы Динского залива, который входит в состав Тамано-Запорожского орнитологического заказника федерального значения; наносится серьезный ущерб рыбным ресурсам.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу направила в прокуратуру Краснодарского края и управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю официальные письма с просьбой провести проверку относительно законности деятельности компаний, которые занимаются перевалкой опасных грузов в портах Темрюк и Кавказ.