"Россия должна стать партнером и Азербайджана, и Ирана": последнее интервью министра информации Дагестана Загира Арухова
Азербайджан, 22 мая, 2005, 00:56 — ИА Регнум. Как уже сообщало ИА REGNUM, вечером в пятницу, 20 мая в Махачкале был убит министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Загир Арухов. Буквально за несколько дней до гибели он ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM. Публикуем последнее интервью министра.
ИА REGNUM: Значимость Дагестана многократно возросла в связи с коренным изменением конфигурации южного направления российских внешнеполитических интересов. С точки зрения современной геополитики Республика Дагестан является важнейшей стратегической точкой не только Северного Кавказа, но и всего кавказского региона. Распространенное выражение "Кто владеет Дагестаном, тот владеет Кавказом" исторически выверено, и, вероятно, оно останется верным по отношению к республике и в будущем?
Вы совершенно правы. Действительно, сегодня для Дагестана создалась новая геополитическая ситуация, ведь до распада СССР республика не имела общих границ с зарубежными странами. Теперь же она стала самым южным субъектом, пограничной республикой Российской Федерации, расположенной в регионе, где пересекаются интересы, как мировых держав, так и региональных центров силы. Особую значимость Дагестану в этом контексте придает то обстоятельство, что он расположен на стыке границ таких новых кавказских независимых государств, как Азербайджан и Грузия. С ними Россия всегда поддерживала и, несомненно, будет развивать в будущем тесные экономические, политические, культурные и иные связи, имеющие большое значение с точки зрения ее национальных интересов. По акватории Каспийского моря Дагестан соприкасается с государствами Центральной Азии и Среднего Востока - Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Таким образом, с учетом своего географического положения Дагестан имеет уникальные возможности для развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества практически со всеми этими странами. Кстати сказать, длина прибрежной полосы Дагестан - 530 километров, иными словами, республика имеет самый большой участок российского побережья на Каспии. Акватория, дно и территория, прилегающая к дагестано-российской части Каспия, обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья.
Сегодня Дагестан находится на острие стратегических интересов России, и в этом смысле дагестанские проблемы становятся для нее проблемами геополитического масштаба. Поэтому с учетом интереса, проявляемого региональными государствами и мировыми державами к Кавказу после начала реализации нефтяных проектов на Каспии, любое сколько-нибудь значимое изменение в регионе, тем более негативного плана, автоматически приобретает международное звучание, рассматривается в контексте геополитических измерений. События августа-сентября 1999 года доказали это со всей очевидностью. Исходя из этого, роли Дагестана в современной евразийской геополитической структуре федеральной властью уделяется особое внимание. После распада СССР регионы Северного Кавказа и в особенности Дагестан находится в особом геополитическом положении. Здесь пересекаются интересы как регионального, так и общемирового характера. В системе региональной геополитике Дагестан играет одну из центральных ролей, что обусловлено многими факторами.
ИА REGNUM: Не секрет, что большинство исследований, касающихся проблем кавказской геополитики, прямо или косвенно сводятся к ее главной составляющей - доступу и контролю над нефтяными богатствами региона. Можно ли сказать, что Дагестан в этом отношении является исключением, так как полезные ископаемые на его территории, насколько известно, пока еще не вполне изучены?
Даже уже имеющиеся данные дают возможность говорить о значительных запасах целого ряда полезных ископаемых, и, конечно, в этом вопросе первостепенное промышленное значение имеют месторождения нефти и газа на каспийском шельфе. Прогнозные запасы на дне дагестанско-российской части Каспийского моря составляют более 340 млн. тонн нефти с конденсатом и 540 млрд. кубометров газа. По оценкам специалистов, доходная часть каждой тонны нефти, переработанной в Дагестане для дальнейшей доставки в черноморские порты, приблизительно составляет около $7.
Уникальность современного геополитического положения Дагестана дополняется не менее уникальным внутренним своеобразием, которое сформировалось в течение столетий совместного проживания представителей различных культур и цивилизаций. К сожалению, в результате радикальных изменений последних полутора десятилетия возникли некоторые противоречия между огромными геополитическими возможностями и способностями республики умело и эффективно распорядиться имеющимися природными ресурсами и новыми научными разработками.
Сегодня Дагестан располагает всеми необходимыми условиями для решения проблем оживления и подъема экономики, создания рабочих мест и обеспечения занятости населения. Регион в значительной своей части составляют так называемые "эффективные территории", обладающие благоприятными для жизнедеятельности человека физико-географическими характеристиками. Каспий не имеет аналогов в мире по разнообразию флоры и фауны, в нем, помимо всего прочего, сосредоточена большая часть мирового запаса осетровых. Дагестан богат углеводородными ресурсами, обладает благоприятными условиями для развития сельского хозяйства. Регион Каспийского моря наряду с черноморским побережьем является крупнейшей всероссийской здравницей. В этом плане республике предстоит преодолеть экономические трудности, повысить ее инвестиционную привлекательность, добиться широкомасштабных инвестиций экономику. Начиная с 2000 года, в республике отмечается положительная динамика в плане роста основных социально-экономических показателей. Принята и активно реализуется программа социально-экономического развития до 2010 года, в соответствии с которой планируется существенное повышение валового регионального продукта.
Совсем скоро, 26 мая в республике состоится экономический форум "Дагестан: новые региональные возможности". В его работе примут участие крупные инвестиционные компании и бизнесмены из российских регионов, Франции, Германии, Турции, Ирана, Китая, Словакии, Казахстана, Азербайджана. Планируется реализовать ряд значимых для экономики Дагестана бизнес-проектов. Все это говорит о том, что Дагестан как самый южный российский субъект имеет значительный потенциал для интенсификации различных сфер сотрудничества с соседними странами. В своих связях с внешним миром, во многом обусловленных приоритетами географического положения, Дагестан придерживается основ единой внешнеполитической линии России на кавказском направлении, ориентированной на учет и баланс интересов всех государств региона.
Поэтому можно сказать, что, несмотря на ограниченное территориальное пространство и отсутствие больших разведанных ресурсов, геополитическая значимость Дагестана как важного стратегического и военного плацдарма, торгово-экономического и транспортного узла всегда была и остается весьма высокой. Иными словами, в геополитическом отношении потенциал Дагестана всегда был самодостаточным. В целом значение Дагестана на современной геополитической карте России непосредственно связано как с геополитикой и геостратегией, о чем свидетельствует его положение на стыке цивилизаций и потенциальных центров силы, так и с геоэкономическими составляющими (углеводородные запасы, запасы морских биоресурсов, рекреационный потенциал, территория перспективных транспортно-информационных коммуникаций, привлечения инвестиций и т.д.).
ИА REGNUM: Дагестан, располагаясь на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, обладает достаточно развитой инфраструктурой и имеет большие возможности для транзита через свою территорию международных транспортных потоков. Каким образом эти возможности сегодня используются?
Действительно, геополитическое положение Республики Дагестан делает высокодоходными и высоко значимыми имеющиеся на ее территории коммуникационные системы и транспортные узлы. Сегодня он может активно использовать железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, международный морской порт, крупный аэропорт российского уровня. Ускоренное комплексное развитие транспортных коммуникаций позволит Дагестану активизировать внешнеторговые перевозки, что создаст все предпосылки для превращения его в значимый транспортный узел международного значения. В силу выгодного географического положения и сложившейся инфраструктуры, дагестанский транспортный комплекс может сыграть важнейшую роль в развитии экономических связей между странами Европы, Персидского залива и Индийского океана.
Следует отметить, что сегодня львиная доля российских грузов, предназначенных для этих регионов, перевозится морским путем. Между тем следует отметить большие потенциальные возможности и другого, более короткого пути доставки грузов - транспортный коридор "Север-Юг". Он проходит от российско-финской границы через Москву до портов на Каспийском море (Астрахань, Оля, Махачкала) и пограничного перехода с Азербайджаном (Самур). Далее грузы доставляются по Каспийскому морю и железным дорогам других государств в страны Персидского залива и Индийского океана. Причем для увеличения объемов транзитных перевозок в последние годы проведены работы по развитию российской пограничной станции Самур на границе с Азербайджаном, усилению подходов к модернизируемым в настоящее время российским портам на Каспии.
В обратном направлении, по мнению экспертов, в транспортном коридоре "Север-Юг" наиболее перспективным является путь из Ирана через Азербайджан на российские железные дороги. Формируемый в настоящее время транспортный коридор "Север-Юг" в сочетании с общеевропейскими коридорами, проходящими через территорию России, позволит в 2-3 раза сократить сроки доставки грузов по сравнению c морскими маршрутами и значительно снизить стоимость перевозок.
В связи с этим обратим внимание на рост транспортных возможностей и Махачкалинского международного морского торгового порта. В 2000 году он обработал всего 120 тыс. тонн генеральных грузов и около 1,5 млн тонн нефтепродуктов. При этом следует заметить, что мощности Махачкалинского порта в настоящее время задействованы только на 20%. Порт обслуживается железной дорогой, имеющей пропускную способность более 10 млн. тонн в год, а также Махачкалинской нефтебазой - одной из самых крупных на юге России, располагающей нефтяным терминалом для хранения нефти и нефтепродуктов общей емкостью 500 тыс. кубометров.
Махачкалинский порт располагает собственным транспортным флотом. Общая грузоподъемность сухогруза типа "река-море" составляет 7,3 тыс. тонн, соответственно наливных судов - 7,5 тыс. тонн. Это позволяет осуществлять гибкую тарифную политику в работе с экспедиторскими компаниями. После реконструкции порта к 2004 году он увеличил свою мощность по грузообороту до 8,5 млн. тонн, включая 7,9 млн. тонн наливных грузов. Так что на юге России, в Дагестане, имеются реальные возможности для развития этого сектора экономики. Прогнозируемый поток нефти через Махачкалинскую нефтегавань уже в ближайшие годы может достичь 10 млн. тонн. Если создать соответствующие условия и утвердить приемлемую ставку, например, для американской нефтегазодобывающей компании "Мобил", которая предлагает транспортировать туркменскую нефть через Махачкалу, можно уверенно говорить о том, что за короткий период времени перевозку нефти только для американской компании можно будет планомерно увеличить до 3 млн. тонн.
ИА REGNUM: Выгодный геополитический потенциал Дагестана может быть раскрыт при условии активного сотрудничества с другими государствами и регионами. Как этот потенциал сегодня используется, каковы ключевые направления этого сотрудничества?
Прежде всего, надо сказать, что в силу значимости своего географического расположения, запасов природных ресурсов и специфики внутреннего развития в составе Российской Федерации, Дагестан в последние годы выдвигается на роль одного из центров притяжения региональных интересов мировых держав, все более оказывается в центре перегруппировки геополитических коалиций.
По нашему мнению, особую роль в стабилизации ситуации в кавказском регионе, в достижении геополитического баланса сил должно сыграть стратегическое партнерство России с Азербайджаном и Ираном одновременно. Необходимо признать, что экономическая структура кавказского региона сама способствует консолидации, нежели разъединению. В этом сотрудничестве весьма заинтересован Дагестан. Причем российская стратегия партнерства должна учитывать достаточно противоречивую позицию США к этим двум странам и умело пользоваться теми очевидными преимуществами, которые сотрудничество способно обеспечить. Известно, что Вашингтон на протяжении длительного периода склоняется к тому, чтобы рассматривать Иран в качестве "стратегического противника". Давняя ближневосточная дилемма США, связанная с нефтяной стратегией, вновь стоит перед Вашингтоном. Если в 80-х годах в зоне Персидского залива ставка была сделана на Саудовскую Аравию против интересов Ирана, то теперь на Каспии американцы пытаются отдать приоритеты Азербайджану. США на обоих направлениях пытаются ограничить активность Ирана в нефтяной сфере. Но это специфика внешнеполитических доктрин Вашингтона, которые уже не многими в мире разделяются. В целом отношение внешнего мира к исламскому Ирану строится на обеспечении ему равноправного места в содружестве наций. Эта стратегия разделяется, прежде всего, Россией, Индией, Китаем, Японией и некоторыми странами Западной Европы, она ориентирована на сотрудничество с нынешним иранским правительством в любой возможной области и без всякого ограничения.
Перспективным, на наш взгляд, может быть сотрудничество России с Ираном и по проблемам Каспия, в частности, в вопросах определения маршрутов транспортировки нефти. По запасам нефти Иран занимает в мире третье место, а по газу - второе после России место в мире. После того как США объявили торговый бойкот Ирану, у него появились новые партнеры: Индия выразила согласие покупать ежегодно до 3 млн. тонн сырой иранской нефти, а ежедневные поставки в Китай достигли 20 тыс. баррелей и могут быть увеличены в 3 раза.
Сотрудничество России с Ираном в нефтяной сфере в основном сводится к выработке сбалансированной политики в вопросе транспортировки нефти из Каспийского региона и выбора маршрутов трубопроводов. Глобальные игры за стратегическую прибыль от выбора маршрутов трубопроводов ведут к другому набору политических рисков, которые влияют на рациональное решение. Однако совершенно очевидно, что Иран и Россия и по статусу, и по географическому расположению естественным образом могут претендовать на решающее участие в этой стратегической игре на Каспии. Американцы должны понять, что сотрудничество с Россией и Ираном в этом регионе решает многие проблемы, в то время как их антагонизм в отношениях между странами сильно может повредить. Кстати сказать, даже те страны, на которые Вашингтон намерен делать ставку, начинают это понимать, потому что они находятся рядом с Россией и во многом от нее зависят. Прежде всего, это касается Азербайджана, осознающего необходимость сближения с Россией.
Несомненно, активизация российско-иранских связей должна придать динамичный характер и дагестанским контактам с соседями, потому что развитие внешних связей Дагестана неразрывно связано с внешнеполитической линией России. По данным таможенной статистики Дагестана, Иран, наряду с Турцией, относится к основным странам-контрагентам в экспортно-импортных операциях Дагестана. Среди стран дальнего зарубежья на их долю приходится половина экспортных поставок республики. Анализ экспортно-импортных операций на канале дагестано-иранских торгово-экономических связей показывает, что стоимость продукции, ввозимой в республику из Ирана, значительно превышает аналогичные показатели по экспорту. Иранские компании проявляют интерес к освоению нефтегазовых ресурсов Дагестана, к совместному производству и переработке стронциевых концентратов, кварцевых и формовочных песков на базе дагестанских месторождений.
Важной составляющей российско-азербайджанских отношений являются тесные экономические связи между Дагестаном и Азербайджаном. После визита Владимира Путина в Баку в начале 2002 года они получили значимый позитивный импульс и набирают новые темпы развития. В силу сложившихся исторических традиций, природно-географических и новых геополитических условий они имеют весьма благоприятные перспективы. Расширение и углубление приграничного и межрегионального сотрудничества Республики Дагестан с Азербайджаном полностью отвечает национальным интересам России. В политическом плане оно содействует формированию "пояса добрососедства" по периметру российских границ, а в экономическом - обеспечивает наращивание республикой своего хозяйственного потенциала.
Анализ современного состояния международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан позволяет сделать вывод о том, что приграничное сотрудничество с Азербайджанской Республикой занимает в нем особое место. Это проявляется, прежде всего, в развитии двусторонних торгово-экономических связей, сотрудничестве в сфере науки, культуры, спорта, образования, а также взаимодействии с нашими соотечественниками - этническими дагестанцами. Республика Дагестан является одним из главных торгово-экономических партнеров Азербайджана. Об этом также наглядно свидетельствуют цифры таможенной статистики внешней торговли Республики Дагестан, согласно которым, на Азербайджан приходится около 80% всего внешнеторгового оборота Республики Дагестан. Товарная структура внешней торговли с Азербайджаном выглядит следующим образом. Основу экспорта в Азербайджан составляют хлебные злаки, древесина, продукция мукомольно-крупяной промышленности, изделия из камня, гипса, асбеста, азотные удобрения, известняк, цемент, черные металлы, лесоматериалы. В импорте из Азербайджана наибольший удельный вес составляют алкогольные и безалкогольные напитки, топливо, нефть и нефтепродукты, овощи и фрукты, котлы и различное оборудование.
Экономическая составляющая является важным, но не единственным направлением международной деятельности республики. Как показывает практика, не менее важен социально-гуманитарный аспект приграничного сотрудничества, включающий широкие контакты руководителей на уровне министерств, ведомств, районов и городов, в сфере культуры и образования, информации и спорта, а также по линии правоохранительных органов.