Подчиненность особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различным ведомствам противоречит нормам действующего законодательства. Об этом заявил заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков на проходящем 17 мая 2005 года в МПР России совещании "Совершенствование управления и законодательства в области особо охраняемых природных территорий", сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МПР России.

В. Степанков, в частности, отметил, что в соответствии со ст. 3 закона "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ федерального значения осуществляются правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования лишь временно выполняет эти функции - до принятия соответствующего нормативного правового акта.

В этой связи замминистра подчеркнул, что МПР России выступает за создание федерального агентства в области охраны окружающей среды. По словам В. Степанкова, новое агентство необходимо наделить функциями государственного управления ООПТ федерального значения, а также ведением государственной экологической экспертизы, государственных экологических программ, кадастра ООПТ и пр.

В настоящее время система особо охраняемых природных территорий России насчитывает более 14 тысяч объектов, занимающих в общей сложности свыше 12% территории страны.

На 1 января 2005 года в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО Россия представлена 8 природными объектами, включающими 28 российских ООПТ, в числе которых 19 ООПТ федерального значения и 9 ООПТ регионального значения.

28 российских заповедников и 5 национальных парков имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО.