80-летие отметит 15 мая российский композитор Андрей Эшпай - один из самых именитых современников - уроженцев Марий Эл.

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Андрей Яковлевич Эшпай для российской музыкальной культуры сделал очень много и в качестве композитора, и в качестве педагога. Но, прежде всего, его популярность обеспечили песни, любимые российскими людьми. Кто не знает песню "Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой"? Написана она была в 1957 году Андреем Эшпаем, воевавшим и пережившим войну, потерявшим друзей и вернувшимся с войны с орденом Красной Звезды, польской медалью "За Варшаву 1939-1945 гг.", медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией"... "Это просто поразительно! Все, о чем говорится в песне "Сережка с Малой Бронной", было у меня в жизни. Поэт-фронтовик Женя Винокуров, конечно, этих подробностей не знал. Марк Бернес принес мне готовые стихи и предложил написать песню. Я прочел стихи и был буквально ошеломлен", - вспоминал композитор, сообщает телеканал "Культура".

Андрей Эшпай - автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, а также к двадцати театральным постановкам. Плодотворным было его сотрудничество с кинорежиссерами А. Салтыковым, Е. Ташковым, В. Левиным и постановщиками спектаклей С. Штейном, М. Микаэлян.

Кинематограф сблизил композитора с поэтами Г. Регистаном, В. Карпеко, Г. Поженяном, Е. Евтушенко, в содружестве с которыми создано много чудесных песен: "С первой встречи с тобой", "Я сказал тебе не все слова", "Ночь была с ливнями" ("Мы с тобой два берега у одной реки"), "А снег идет", "Зашумит ли клеверное поле..." и другие.

Война застала его в музыкальном училище им. Гнесиных, и в 1943 году, как только молодому музыканту исполнилось восемнадцать лет, он ушел на фронт. Эшпай воевал во взводе разведки 1-го Белорусского фронта, с которым и прошел через Польшу до самой Германии.

После войны Эшпай вновь возвращается к любимому искусству, восстанавливает отчасти утерянные за годы войны знания в музыкальном училище при Московской консерватории, а затем поступает и в саму консерваторию, где занимается у педагогов Н. Я. Мясковского, В. В. Софроницкого, Н. П. Ракова, Е. О. Месснера. В 1956 году Эшпай заканчивает аспирантуру у А. И. Хачатуряна. Уже в ученические годы молодой композитор перешел от камерных фортепианных пьес неясного жанрового характера ко вполне сложившимся оригинальным в стилистическом плане произведениям. Так он создал Первый концерт для фортепиано с оркестром (1954) и Первый концерт для скрипки с оркестром (1956). Уже здесь проявляется тяготение композитора к крупному штриху, к монументальности. Первые два концерта (как и все последующие; всего же Эшпай написал шестнадцать концертов) можно назвать симфониями с солирующими инструментами. Здесь же, в ранних произведениях, кристаллизуется и его излюбленная форма концерта: одночастная сонатная с интенсивным развитием в разработке.

Справка из энциклопедии: Эшпай родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянске Марийской АССР. Отец, Эшпай Яков Андреевич, - композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог, автор проникновенных акварельных зарисовок. Мать, Валентина Константиновна, - учительница русского языка и литературы, знаток марийских, русских и чувашских песен, в юности пела в учительском хоре. Влияние национальной культуры сказалось в его ранних сочинениях, например, "Три марийские песни, обработка для голоса и фортепиано (1948). 70-е годы начинаются своеобразным откликом на новую фольклорную волну 60-х: с 1970 по 1973-й композитор активно изучает марийский фольклор, результатом чего явились "Обработки марийских народных песен для фортепиано" (1970-1973). Но центральными произведениями этого времени, безусловно, стали три сценических опуса: мюзикл "Свадьба по жребию" ("Любить воспрещается"; пьеса и либретто В. Константинова и Б. Рацера, 1973), балеты "Ангара" (по пьесе А. Арбузова "Иркутская история", 1974- 1975) и "Круг" (1979-1980).

В 1960 году Д.Д. Шостакович пригласил Андрея Эшпая на должность секретаря Союза композиторов РСФСР, что было встречено самыми позитивными отзывами творческой общественности: "Я счастлив, что Андрей стал первым секретарем Союза композиторов Российской Федерации. Я уверен в том, что он не будет обижать людей. И его самого все любят. Мне, например, не встретился еще человек, который не любил бы Эшпая" (М. Ростропович). Многие крупные деятели искусства советской и постсоветской эпохи с благодарностью и теплом отзываются о "власть имущем" Эшпае. Между тем его композиторское творчество в этот период также активно развивается: за короткий промежуток времени он создает три симфонии (1959, 1962, 1964), появляются вокальные произведения, такие как "Ленин с нами", кантата для смешанного хора и симфонического оркестра на стихи Маяковского (1968). В 60-е годы Эшпай обращается и к театральному жанру - оперетте ("Нет меня счастливее", пьеса и либретто В. Константинова и Б. Рацера, 1969).

80-е годы отмечены преимущественным интересом к инструментальным сочинениям. Их музыка свидетельствует, что Эшпай не принадлежит к какому-либо "авангардному" направлению, основа его симфонического мышления - классическая линия русского симфонизма, традиции Бородина, Чайковского, Мясковского, Шостаковича. Кроме того, очень тонко и изысканно преломлен в музыке Эшпая национальный марийский колорит и одновременно - классический джаз с его упругой ритмической пульсацией и вместе с тем импровизационностью.

Отдельного внимания заслуживает написанная в 1988 году Шестая симфония ("Литургическая") для хора и оркестра. Задуманная как хоровая композиция на духовные тексты к 1000-летию Крещения Руси, Шестая симфония превратилась в уникальное сочинение. Автор соединяет здесь два самостоятельных жанра и пласта: оркестровую симфонию поэмного типа и хоровую литургию, которые звучат последовательно в первых двух разделах. В третьем разделе (на текст "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше") оркестр присоединяется к хору, чтобы вместе завершить симфонию светлой "Аллилуйей".

90-е годы фактически продолжают линию 80-х: создаются замечательные инструментальные произведения, чаще - концертного характера, где в качестве солирующих звучат преимущественно духовые инструменты: Концерт для флейты с оркестром (1992), Концерт для кларнета и струнного оркестра с арфой и литаврами (1994) Четвертый концерт для скрипки с оркестром (1994), Концерт для валторны, струнного оркестра и четырех валторн (1995), Концерт для трубы и тромбона с оркестром (1995), Рондо-этюд для четырех саксофонов (1995). Так композитор выполняет свой грандиозный замысел - создать концерты для всех инструментов классического оркестра. Уже в 2000 году состоялась первая премьера Андрея Эшпая: "Lamento и toccata-фуга" - пьесы для струнного оркестра - в Большом зале консерватории в исполнении Камерного оркестра "Московия" (дирижер - Эдуард Грач).