Заключению Договора о границе между Латвией и Россией мешает Конституция Латвии. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такой вывод напрашивается из комментария премьера Айгара Калвитиса (Народная партия), которым он поделился с Латвийским радио (ЛР) сегодня, 10 мая, в связи с невыполненными обещаниями правительства заключить упомянутый договор. Напомним, его подписание было намечено на 10 мая в Москве, однако приложенная к документу односторонняя разъяснительная декларация латвийской стороны вынудила Россию отказаться от первоначального намерения.

"Нельзя упрекать Народную партию в невыполнении каких-то обещаний, так как парафированный Договор о границе в действительности противоречит Сатверсме Латвии (Конституци, - ИА REGNUM), - пояснил А. Калвитис ЛР. - В моем распоряжении имеются юридические заключения, причем даже три независимых, в которых ясно говорится, что нынешний парафированный договор, возможно, противоречит Сатверсме. В таком случае, простите, речь не о каких-то обещаниях - мы никому ничего подобного не обещали. Мы взялись подписать договор, от чего мы и не отказываемся и найдем способ это сделать. Но это должно произойти в корректной форме, чтобы не создать в нашей стране полного конституционного хаоса". По словам латвийского премьера, диалог с Россией будет продолжаться: "Мы будем стараться сделать все, чтобы этот диалог поддерживать. Но в то же самое время мы не можем отказаться от принципов, определенных в Сатверсме и нашем законодательстве".

Как уже сообщалоИА REGNUM, суть данных принципов сводится к статье Конституции Латвии о территориальной целостности республики, которую, по той же Конституции можно изменить только путем всенародного голосования. В свою очередь здесь по-прежнему апеллируют к Мирному договору с Россией от 11 августа 1920 года: по тому договору нынешнее Пыталово Псковской области попало под юрисдикцию Латвийского государства, мол, сегодняшняя граница вступает в противоречие со статьей Конституции о территориальной целостности. В результате появилась односторонняя сопроводительная декларация, поясняющая, что заключаемый договор о границе - это одно, а ликвидация последствий "советской оккупации" в случае чего - это совсем другое. В России такой подход справедливо посчитали территориальными претензиями и отказались от подписания договора пока декларация не будет дезавуирована. Между тем, в Латвии от нее отказываться не собираются и надеются на продолжение диалога.