26 апреля, выступая на Всеукраинских сборах представителей местного самоуправления, президент Украины Виктор Ющенко сформулировал аргументы, призванные оправдать планируемое вмешательство Украины во внутренние дела Приднестровья. Он сказал: "Не может Украины мириться с тем, что под боком много лет тлеет такая горячая точка, как Приднестровье. Это миллиарды денег, которые изымаются из кармана бедных людей. Вот что для нас Приднестровье. Но это не только финансы. Посмотрите на линию границы по Приднестровью, посмотрите на таможню. Мы давно спрашивали, кто представляет там украинское государство. И давайте не забывать, что по ту сторону границы два оружейных завода. Куда идет это оружие? Через какую границу? Не наших ли детей убивают тем оружием? Это вопрос, друзья, который, на мой взгляд, должен лежать на плечах Украины. Она должна инициировать его в международном плане". В связи с этим высказыванием президента Украины министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики выступило в заявлением в адрес посольства Российской Федерации в Республике Молдова и министерства иностранных дел Украины. В нем, в частности, говорится:

"В последнее время в украинских СМИ все чаще стала появляться информация о якобы имеющем место нелегальном производстве и обороте оружия в Приднестровской Молдавской Республике. При этом в основе информации лежат недостоверные, далекие от объективности и профессионализма данные... В условиях системного кризиса в переговорном процессе между Республикой Молдова и Приднестровьем проявление такого рода сообщений усугубляет и без того сложное положение в отношениях между сторонами и не способствует продвижению к первым шагам по восстановлению доверия между сторонами.

Грубо сфабрикованные руководством Молдовы псевдофакты подаются мировому сообществу в качестве иллюстрации к создаваемому усилиями РМ негативному имиджу ПМР. Более того, прикрываясь пропагандистской риторикой, молдавская сторона постоянно апеллирует к международному сообществу с требованиями о применении санкций к Приднестровью. Сохранение подобной ситуации самым серьезным образом нарушает права граждан Приднестровья, препятствует нормальному экономическому развитию Республики, так как используется Молдовой для дальнейшего усиления давления на ПМР по целому ряду направлений.

Между тем, у украинской стороны существует возможность свободного доступа к данным о состоянии дел на приднестровско-украинской границе и предприятиях промышленного комплекса ПМР. Полагаем, что для исключения практики беспочвенного обвинений Приднестровья под надуманными предлогами необходима организация и проведение мониторинга всего периметра границ Республики Молдова и Приднестровья, а также предприятий, подозреваемых в производстве оружия.

Следует отметить, что такие предложения были направлены в адрес Действующего Председателя ОБСЕ Е.П. г-ну Схеферу 6 февраля 2003 года, в Европейскую Комиссию, Совет Европейского Союза, Генеральному Секретарю Совета ЕС 17 сентября 2003 года, Действующему Председателю ОБСЕ Е.П. г-ну Пасси 9 сентября 2004 года. Копии обращений были направлены в адрес Министра иностранных дел Российской Федерации и Посольства РФ в Молдове. Однако ответа до настоящего времени получено не было. Вместе с тем, подтверждая приверженность заявленной ранее позиции транспарентности в данных вопросах, Приднестровская Молдавская Республика обращается к странам гарантам - Российской Федерации и Украине с просьбой организовать ознакомительную миссию для проведения краткосрочного мониторинга ситуации на приднестровско-украинском участке границы и промышленных предприятиях ПМР".