Права Русской Православной Церкви в Приднестровье никогда не нарушались: Интервью председателя парламентского комитета ПМР Марии Макаровой ИА REGNUM
Москва, 26 апреля, 2005, 19:21 — ИА Регнум. Ситуацию с положением религиозных организаций в Приднестровье, затронутую в интервью епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана ИА REGNUM, комментирует председатель Комитета Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по вопросам просвещения, культуры, молодежной политики, спорта и средств массовой информации Мария Макарова.
ИА REGNUM: Мария Яковлевна, нарушаются ли, на Ваш взгляд, права религиозных организаций в Приднестровье? Русской Православной Церкви в частности?
Руководствуясь высшим законом государства - Конституцией, на территории Приднестровской Молдавской Республики не существует предпосылок, способствующих нарушению прав религиозных организаций и Русской Православной Церкви, в частности статья 30 Конституции Приднестровской Молдавской Республики провозглашает, что свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.
Другая ситуация, когда непосредственно лицом нарушается действующее законодательство Приднестровской Молдавской Республики. В этом случае в работу обязаны включиться правоохранительные органы Приднестровской Молдавской Республики в пределах своей компетенции.
Заметьте, я абсолютно не акцентирую внимание на принадлежности к какой-либо конфессии, так как на территории Приднестровской Молдавской Республики все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
ИА REGNUM: Вы были ответственны за вынесение законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон "О свободе совести и религиозных организациях" на рассмотрение в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики. Какие цели преследовал данный законопроект? Чем Ваше видение ситуации отличается от точки зрения на данный законопроект епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана?
В соответствии с Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, ответственным за вынесение законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон "О свободе совести и религиозных организациях" на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики был назначен Комитет по вопросам просвещения, культуры, молодежной политики, спорта и средств массовой информации. Комитет является коллегиальным органом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, соответственно, и работа по подготовке к рассмотрению проекта велась группой депутатов Комитета.
Какие цели преследовал данный законопроект? Думаю, на этот вопрос вам может ответить, прежде всего, инициатор законопроекта.
Лично мое видение ситуации таково: законопроект "О свободе совести и религиозных организациях" ставил своей целью привести статьи действующего Закона в соответствие с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в частности, Гражданским Кодексом, Законом "Об образовании", налоговым законодательством.
ИА REGNUM: В некоторых российских СМИ, освещавших ситуацию с законопроектом, сообщалось, что во время обсуждения законопроекта в Верховном Совете Вы сделали заявление, суть которого заключалась в том, что несогласие религиозных организаций с данным законопроектом не может являться препятствием для его принятия, так как законы, принимаемые в отношении заключенных также вызывают с их стороны неприятие, но, тем не менее, обязательны для исполнения. Как вы можете это прокомментировать?
К большому сожалению, я не знакома с подобными публикациями в российских средствах массовой информации, хочу отметить, что в протоколах обсуждения данного законопроекта подобная реплика не имеет места, я лично не помню таких слов, более того, с уверенностью могу сказать, что я не могу себе позволить подобные высказывания.
ИА REGNUM: По мнению епископа Юстиниана, должность Уполномоченного по делам религий и культов при Президенте ПМР, которую исполняет П. А. Заложков, противоречит существующему законодательству ПМР. Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?
Возможно, в данной ситуации имеет место отношение епископа Юстиниана непосредственно к личности Уполномоченного по делам религий и культов при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, но не как к должности. Должность уполномоченного определяется непосредственно Президентом Приднестровской Молдавской Республики. Уполномоченный по делам религий и культов осуществляет от имени Президента Приднестровской Молдавской Республики и в пределах, определенных Президентом Приднестровской Молдавской Республики государственный контроль за соблюдением законодательства Приднестровской Молдавской Республики о свободе совести и религиозных организациях.
Я уверена, что мнение епископа Юстиниана никак не может расходиться с решением Президента по данному вопросу, в частности, с Положением об уполномоченном Президента Приднестровской Молдавской Республики по делам религий и культов (Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 8 декабря 2004 года № 636)
ИА REGNUM: Почему прекратила свою деятельность инициативная законодательная группа, включавшая представителей религиозных организаций Приднестровья, по разработке альтернативного законопроекта "О свободе совести и религиозных организациях", предполагавшая также создание коллегиального органа при президенте ПМР из представителей религиозных организаций?
Хочу сразу отметить, что официально, как это требует наше действующее законодательство, инициативной группы по разработке альтернативного законопроекта "О свободе совести и религиозных организациях" как таковой не было, по той информации, которой я располагаю, могу сказать, что инициатором вышеуказанного законопроекта велась подготовка в рабочем порядке, путем непосредственных консультаций с представителями различных конфессий.
Как будет развиваться ситуация по дальнейшей работе над законопроектом, более точную и подробную информацию вам может представить непосредственно сам инициатор альтернативного проекта закона "О свободе совести и религиозных организациях" депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Александр Григорьевич Семенюк.
ИА REGNUM: По словам епископа Юстиниана, со стороны Уполномоченного по делам религии и культов П. А. Заложкова осуществлялось и осуществляется до настоящего времени преследование священников епархии и епископа Юстиниана лично. Как Вы прокомментируете это заявление?
Я не располагаю достоверной информацией о фактах преследования священников епархии и епископа Юстиниана. Не исключено, что существует определенная информация на уровне слухов по данному вопросу, могу с уверенностью отметить только то, что Президент Приднестровской Молдавской Республики, являясь гарантом Конституции Республики, назначая на должность Уполномоченного по делам религий и культов, ни в коей мере не допустит нарушение конституционных прав и свобод граждан нашего государства.
ИА REGNUM: Епископ Юстиниан сообщил в интервью нашему информагентству, что по информации, которую у него нет возможности проверить, уполномоченный по делам религий и культов П. А. Заложков готовит новый законопроект "О свободе совести и религиозных организациях", направленный на ограничение свободы деятельности религиозных организаций? Что Вам известно об этом? Существуют ли в настоящее время альтернативные законопроекты "О свободе совести и религиозных организациях? И если да, то внесены ли они на рассмотрение в ВС ПМР?
В настоящее время я не обладаю информацией по вопросу подготовки Уполномоченным по делам религии и культов нового законопроекта "О свободе совести и религиозных организациях".
На рассмотрении Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики находится проект закона "О свободе совести и религиозных организациях", внесенный на основании права законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Александром Григорьевичем Семенюком. Других, в том числе альтернативных, законопроектов нет.
Данный законопроект сейчас на стадии подготовки к первому чтению, идет анализ поступающих заключений субъектов законодательной инициативы, после проведения которого, Комитетом будет выработана позиция о порядке вынесения на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
ИА REGNUM: Как Вы в целом оцениваете существующее на данный момент положение Русской Православной Церкви и других религиозных организаций в Приднестровье? Соответствует ли на Ваш взгляд существующее законодательство Приднестровья в отношении последних демократическим нормам? Требует ли оно изменений?
С момента становления Приднестровской Молдавской Республики права Русской Православной Церкви никогда не нарушались, наоборот, Русская Православная Церковь пользуется у нас в Республике режимом наибольшего благоприятствования, опираясь на лучшие традиции христианства, абсолютно не нарушая при этом права и свободы представителей других религиозных направлений. По данному вопросу хочу отметить, что епископ Дубоссарский и Тираспольский Юстиниан был награжден орденом "Почета", орденом "За личное мужество" Приднестровской Молдавской Республики, высокие награды получили и другие священнослужители, более 20 человек.
Действующее законодательство Приднестровской Молдавской Республики безусловно строится в соответствии с принципами демократии. Требует ли оно изменений? Смело отвечу: да! Общественные отношения постоянно находятся в динамике развития, что соответственно является предпосылкой трансформации правовых норм, внедрения новых, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.