Нижегородские политологи сомневаются, что в России в ближайшее время может быть усовершенствована система государственного управления, в частности - искоренена бюрократия. Об этом эксперты заявили ИА REGNUM, комментируя тезисы ежегодного послания президента РФ Федеральному Собранию.

Как сообщалось, Владимир Путин в послании сказал, что российское "чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению".

Как сказал корреспонденту Агентства старший научный сотрудник института социологии РАН Александр Прудник, "в послании президента диагноз поставлен верно, но насколько удастся справиться с поставленной задачей - большой вопрос. В конце концов, ресурсы и мощь бюрократического аппарата не меньше, чем ресурсы президентской администрации". По мнению политолога Сергея Кочерова, в России "чиновники в принципе безответственны перед населением. Отвечают только перед вышестоящим чиновником". В свою очередь вице-президент Международной Академии психологических наук Александр Жмыриков считает, что "то что сказал сегодня Путин, сказано, скорее, для красного словца. Даже структура выступления показывала, что все это на потребу публике, а суть - на потребу бюрократии".

Собеседники ИА REGNUM отметили, что президент в послании обозначил четкую иерархию целей развития страны: совершенствование государства и госаппарата, решение социально-экономических вопросов и защиту личности, гражданских прав и свобод. Как сказал А. Жмыриков, "то есть личности и гражданскому обществу внимание уделяется по остаточному принципу. На первом месте государство, а значит бюрократия. А необходимо как раз наоборот - личность и гражданское общество должны быть во главе". По мнению А. Прудника, президент "поставил на последнее место то, ради чего существует государство и функционирует госаппарат, а на первое - развитие государственного аппарата, а значит и бюрократии".

С. Кочеров уверен, что такая расстановка приоритетов связана с тем, что Путин, "действительно, в первую очередь государственник, а стало быть - бюрократ, потому что государство может усиливать свое присутствие в обществе лишь за счет развития чиновничества".

Политологи также отметили, что все характеристики российской бюрократии применимы и к нижегородскому чиновничеству. Как сказал С. Кочеров, "у нас областные власти активно используют дорожный фонд, причем на протяжении многих лет, не только при действующем губернаторе. В Нижнем Новгороде сейчас идет большое строительство, и я думаю, что при выдаче разрешения интересы муниципальных властей тоже учитываются. По моей информации, нижегородские чиновники проявляют большой интерес к сети поликлиник, которые они пытаются приватизировать". Поэтому, подчеркнул политолог, "характеристика нижегородского чиновничества полностью соответствует характеристике российского чиновничества, данной вождем российской бюрократии Владимиром Путиным".

А. Прудник высказывает мнение, что "после того, как рядовые избиратели были отстранены от рычагов реального влияния на власть, бюрократия почувствовала себя полностью защищенной. Но для того, чтобы над ней висел Дамоклов меч, в послании и были расставлены сигнальные метки о том, что дальше она будет развиваться по четкой указке Кремля".

С. Кочеров указывает также на противоречивые, по его мнению, моменты послания президента: "Путин предлагает создать комиссию, которая будет наблюдать за свободой слова. Так может поступать только типичнейший бюрократ - думать, что при помощи комиссии можно утвердить свободу. Да свобода как раз не нуждается в надсмотрщиках. А так получается введение надсмотрщика над надсмотрщиком, наблюдающим за рабом, чтобы он не сильно эксплуатировал раба".