Опасности стойких органических загрязнителей была посвящена пресс-конференция, которая состоялась 20 апреля в Москве. "95% токсических веществ люди получают через продукты питания", - сообщил главный научный сотрудник Центра демографии и экологии человека Института национального прогнозирования Борис Ревич. В частности, участники пресс-конференции остановились на диоксинах, которые быстро проникают в организм человека и накапливаются в жировых тканях, влияя на эндокринную систему и даже вызывая рак. Как сообщили участники пресс-конференции, недавно в 26 странах мира провели мониторинг содержания диоксинов в продуктах питания. Для исследования были выбраны куриные яйца из частных фермерских хозяйств, расположенных неподалеку от центров химического производства. Специалисты выбрали для анализа яйца по ряду причин: это очень распространенный пищевой продукт, содержание жира делает их удобным объектом для мониторинга. Куры в малых частных хозяйствах питаются почвенными насекомыми, по их яйцам легко проанализировать биологическое загрязнение окружающей среды.

В России для мониторинга выбрали два поселка в Дзержинском районе Нижегородской области: Игумново и Горбатовку. Первый находится рядом с химическим заводом, второй соседствует с одной из крупнейших российских свалок и предприятием "Оргстекло". Несмотря на то, что завод закрыли еще в 90-х годах, вредное влияние произведенных выбросов наблюдаются до сих пор.

Исследование показали, что в поселке Игумново содержание диоксина в куриных яйцах превышает норму в 14 раз, а полихлорированных бифенилов (ПХБ) - в 9 раз. В Горбатовке эти показатели равны 4 и 4,5 раз.

По словам руководителя программы по химической безопасности Центра по проблемам окружающей среды и устойчивого развития "Эко-Согласие" Ольги Сперанской, по этим исследованиям нельзя судить о состоянии продуктов питания в целом по России; необходимо провести профессиональный мониторинг по всей стране, уделив особое внимание "горячим" точкам", которых насчитывается 20-25, в том числе: Серпухов (Московская область), Дзержинск (Нижегородская область), Уфа и Стерлитамак (Башкирия), Волгоград, Чапаевск (Самарская область), Карабаш (Свердловская область).

В то же время участники пресс-конференции подчеркнули, что нет необходимости полностью отказываться от производства продовольствия в химически загрязненных районах, однако необходимо информировать жителей о существовании опасности, и ограничивать потребление продуктов местного растениеводства и животноводства. Стоимость контроля за пищевыми продуктами может отразится на их цене, но люди во всем мире платят за качество, подчеркнули участники пресс-конференции.

Стойкие органические загрязнители попадают в организм человека не только с пищей, но и с воздухом, в том числе не только как следствие промышленных выбросов, но и в результате действий служб, призванных очищать города. "Москва и ближайшее Подмосковье каждую весну становится химическим центром из-за того, что дворники начинают сжигать мусор, - рассказал координатор Токсической программы Гринпис России Алексей Киселев. - В Санкт-Петербурге обстановка еще хуже: там работники метлы и лопаты просто поджигают контейнеры с мусором. Города просто полыхают химическими загрязнителями, а вдыхаем все это мы".

В мае 2002 года Россия подписала разработанную мировым сообществом Стокгольмскую конвенцию, которая запрещает производство и использование 12 стойких органических загрязнителей. В это число вошли диоксины и полихлорбензолы, существующие запасы которых должны быть уничтожены. Но до сих пор российские власти еще не ратифицировали этот документ. Нет понимания важности этой проблемы и на местном уровне. В частности, заместитель генерального директора ГУП НИИ "Синтез и КБ" Минпромэнерго РФ Юрий Трегер, рассказал, что накануне вернулся из Ростова-на-Дону, где мэр отверг предложение бесплатно разместить установку для уничтожения ПХБ и пестицидов, средства на создание которой выделили скандинавские страны. При этом глава города сослался на то, что "люди этого не поймут". Таким образом, запасы опасных химических загрязнителей будут и дальше храниться, представляя существенную угрозу здоровью того самого населения. "Весь мир переходит на чистое производство, а мы отказываемся", - констатировал Ю.Трегер.