Вместо восстановления гостиницы "Москва" было бы целесообразнее оставить на этом месте площадь, а под ней соорудить подземную автостоянку. Такую точку зрения высказал и обосновал в рамках своей пресс-конференции 5 апреля руководитель межфракционной группы "Столица" в Госдуме РФ Александр Лебедев.

5 апреля 63 депутата Госдумы направили на имя президента России Владимира Путина и мэра Москвы Юрия Лужкова обращение с призывом рассмотреть вариант, при котором можно было бы отказаться от восстановления гостиницы и оставить площадь, создав здесь зону отдыха для москвичей и гостей столицы. Авторы обращения отмечают красоту открывшегося вида на историческую застройку центра Москвы, а также в качестве аргумента приводят нехватку подземных помещений для парковок в центре города, где транспортная ситуация наиболее напряженная. По их мнению, разбивка площади обошлась бы городу на порядок дешевле, чем возведение нового здания гостиницы; при этом сам А. Лебедев выразил готовность взять на себя переговоры с инвесторами и урегулировать спорные вопросы. Решающее слово остается за правительством Москвы, которому принадлежат 100% акций ОАО "Гостиница Москва".

"Тема строительства или не строительства гостиницы "Москва" касается всех нас, - отметил А. Лебедев. - Мы предлагаем не делать ее копию, а сначала посмотреть, что москвичам было бы приятнее и полезнее видеть на этом месте. На наш взгляд, в случае появления та площади коммерческие интересы инвестора могли бы быть удовлетворены путем строительства там большой подземной стоянки. Это разгрузило бы центр города, так как одной из наиболее острых для москвичей является именно проблема транспортных пробок... Под землей могли бы быть какие-то торговые галереи, а сверху сквер, возможно, с двумя-тремя памятниками". По словам А. Лебедева, статистика свидетельствует о том, что пятизвездочных гостиниц в центре города много, и их востребованность невелика; существует потребность лишь в гостиницах класса 2-3 звезды. "Поэтому большой необходимости в восстановлении гостиницы нет; тем более, все мы понимаем, что даже если она будет возведена по чертежам Щусева, все равно это будет новодел, - уверен руководитель группы "Столица".

Как подчеркнул А. Лебедев, данная позиция может рассчитывать на поддержку мэра, так как он сам одобрительно высказывался по поводу идеи оставить на месте гостиницы площадь. "Неизвестно, кому принадлежит сама идея, но мэр выступал осенью по одному из телеканалов и отмечал, что теперь оттуда открывается замечательный вид, - напомнил он. По мнению авторов проекта, в Москве, в отличие от большинства европейских столиц, мало открытых мест, предназначенных для гуляния горожан и туристов; большая часть исторического центра заполнена транспортом, а тротуары слишком узкие. Новая площадь пользовалась бы большим успехом, уверены противника восстановления гостиницы; к тому же, это была бы самая большая площадь в Европе.

Относительно возможного инвестора, А. Лебедев сослался на ряд СМИ, согласно которым в проекте предполагалось участие некоторых европейских банков. "Я бы мог, не нарушая закон - поскольку коммерцией мне заниматься запрещено - помочь с проведением переговоров, - добавил он. - В любом случае, городскому бюджету нести какие-то дополнительные затраты было бы неправильно".

Корреспондент ИА REGNUM поинтересовался, согласовывался ли данный проект со специалистами на предмет его безопасности: известно ведь, что подземная часть центра Москвы представляет собой по большей части пустоты; тем более, что в непосредственной близости от предполагаемого строительства парковки уже находится крупный подземный комплекс. "Даже если бы я захотел оплатить хотя бы одно независимую экспертизу, мне бы этого никто не разрешил, - ответил А. Лебедев. - Разговоры об этом давно ведутся, но у меня нет доступа к документам... Но я вам скажу, что есть и другой вопрос безопасности - я не хотел его затрагивать, так как, говоря об этом, складывается впечатление, что у нас ее недостаточно... Но каждый долгострой в центре Москвы, около крупных государственных объектов, вещь сама по себе небезопасная. Что касается вашего вопроса, то его надо проверять. Разговоров ведется много; известно, что москвичи обеспокоены подземным строительством в этом зоне. Тем не менее, московский стройкомплекс, со всем своими недостатками, непрозрачностью и монополизацией, достаточно профессионален, и если встанет вопрос о строительства крупной подземной стоянки, я думаю, что с ней справятся достаточно эффективно".