В руки компьютерных пиратов попала база данных по банковским проводкам с апреля 2003 г. по сентябрь 2004 г. Таким образом, пишет газета "Ведомости", банковской тайны в России больше нет.

В феврале нелегальные продавцы баз данных стали рассылать по электронной почте предложения приобрести новую базу - о банковских проводках расчетно-кассовых центров ЦБ с апреля 2003 г. по сентябрь 2004 г. Ее выставили на продажу несколько распространителей. В рекламных рассылках утверждается, что в базе есть вся информация по проводкам: реквизиты плательщика и получателя, их банков, назначение платежа. "Ведомости" воспользовались более "бюджетным" предложением сайта - купить фрагмент базы за месяц за 1500 руб. База показала, что крупнейший платеж Внешторгбанка в феврале 2004 г. - 2,96 млрд руб. - пришелся на перечисление средств от размещения облигаций "АвтоВАЗа" 19 февраля.

"ВТБ не совершает сделок, которые мы хотели бы сохранить в тайне, но появление такой базы не может не беспокоить. Я задам серьезные вопросы коллегам из ведомств, которые должны следить за сохранностью данных", - пообещал директор по IT госбанка Андрей Коротков. Данные о банковских проводках скапливаются в Межрегиональном центре информатизации ЦБ. На официальный запрос "Ведомостей" в ЦБ не ответили. У Федеральной службой по финансовому мониторингу, перед которой банки отчитываются о платежах на сумму свыше $20 000 и 27 видам операций, нет доступа к полной информации о проводках, заверил пресс-секретарь службы Михаил Виницковский.

За сбор сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, статья 183 УК предусматривает лишение свободы на два года, а за их использование - до трех лет. Юрист фирмы Latham & Watkins Игорь Сосновский заметил, что против нарушителей могут применить и статью 272 УК - "Неправомерный доступ к компьютерной информации", предусматривающую тюремный срок до пяти лет.

Замгендиректора "ФОРС - Банковские системы" Геннадий Заманский ожидает, что в случае возникновения претензий компании предъявят их банкам, а те могут выставить коллективные претензии ЦБ. Эта история ударит по реноме не столько банковской системы, сколько властных структур, не обеспечивших сохранность этой информации. "Ведь банки обязаны были представлять ее", - убежден президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов.