День народного единства будет впервые отмечаться в России в этом году 4 ноября. Без памятника одному из национальных героев России - Козьме Минину, собравшему вместе с князем Дмитрием Пожарским народное ополчение, благодаря которому в 1612 году от польских интервентов была освобождена Москва, трудно себе представить сейчас площадь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде. Этот памятник украсил площадь около 20 лет назад. А в течение сорока лет здесь возвышался совсем другой Минин. Как создавался тот первый памятник и почему спустя четыре десятилетия он был заменен, корреспонденту Нижегородского телеграфного агентства рассказала искусствовед Нижегородского отделения Союза художников РФ, член СХ России Лариса Помыткина.

Создателем первого памятника освободителю земли русской от польских интервентов - Козьмы Минину - был выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, скульптор Александр Колобов. В 1943 году, как известно, Сталин, сделав ставку на патриотизм народа в борьбе с немецко-фашистскими войсками, решил призвать на помощь тени великих, русскую историю, в том числе, и известных русских полководцев. В Горьком также решили поддержать этот патриотический порыв и объявили конкурс эскизов будущего памятника нашему земляку. На конкурс откликнулись многие скульпторы, однако Александр Колобов начал работать в материале, в рабочем эскизе, одним словом, пошел вперед. В результате памятник был сделан в течение нескольких месяцев.

Памятник предполагал высокий постамент, другого художественного решения и быть не могло: площадь Минина - это ковш, тем более, рядом такая серьезная архитектурная постройка - Дмитриевская башня Кремля.

Памятник установили и торжественно открыли в ноябрьский праздник в 1943 году. На мой взгляд, памятник в итоге получился замечательным. И самое главное, в нем было то, что молодой скульптор сумел передать образ Минина. Колобовский Минин перекликается с Мининым, которого мы видим на знаменитой картине Маковского, то есть, Колобов проникся художественной идеей, и в этом, я считаю, был залог успеха того, первого памятника нашему земляку. Этот монумент стал концентрацией самого смысла нижегородского подвига, ведь картина Маковского в то время была закрыта, ее мало кто мог видеть.

Зачем же, в таком случае, понадобилось менять такой памятник?

В середине 1980-х годов пришла пора переводить памятник в твердый материал, так как скульптура была выполнена из бетона, а это временный материал. Тогда же встал вопрос: этот памятник переводить в твердый материал или создавать новый? Было решено обратиться к молодому, но очень успешному скульптору Олегу Комову - автору памятников Венецианову и Пушкину в Москве, еще одна его работа - также памятник великому русскому поэту - находится в усадьбе Пушкина в Большом Болдино.

Говоря языком того времени, Олег Комов вошел в обойму госзаказа. Но в Горьком не учли одного: Комов создавал скульптуру хоть и большую, но камерного порядка, так сказать, лирическую, а это предполагает другую стилистику и прочтение. В нашем же случае необходимо было создать образ народного трибуна, тот самый, которым Колобов в свое время проникся моментально.

Посмотрите на нынешний памятник: ручка балетно отведена в сторону, а дальше - Феликс Эдмундович Дзержинский в последний год своей жизни в чахоточном исполнении. Глядя на тот эскиз, мало что можно было понять, там "не работал" силуэт. Чтобы представить, что это было такое, вспомните не так давно появившейся на Дмитриевской башне силуэт князя Юрия Всеволодовича, больше похожий на мишень.

Я присутствовала на обсуждении эскиза Комова. Мы вместе с историком, краеведом, основателем краеведческой школы Игорем Кирьяновым высказались против такого художественного решения. А потом как-то все само собой получилось: тихо, без огласки демонтировали старый памятник, который теперь украшает родину Минина - город Балахну, установили новый. Мне та ситуация напоминает сегодняшнюю, аналогичную ситуацию с грядущей установкой памятника-копии работы Мартоса: там непонятно, как на площади Минина оказалась скульптура, мало чем напоминающая нашего великого земляка, и здесь тоже никак не уразумеем, что же все-таки привезут к нам, в Нижний Новгород.

Жаль, что история повторяется, ведь предыдущий результат оказался плачевным. Приглядитесь к нынешнему Минину на площади его имени и ответьте на вопрос: неужели за таким танцором могли пойти народные массы?! Помню, что когда я сама впервые увидела эту скульптуру, ахнула: да это же Садко-сладкопевец! Можно сказать и по-другому: сувенирная продукция, увеличенная до масштабов памятника.

Во-первых, обратите внимание на одежду: на нынешнем Минине мы видим становой кафтан, а это одежда не простолюдина, а боярская. Право носить такой кафтан Минин мог получить только тогда, когда стал думным дворянином, то есть уже после 1612 года. Более того, даже не все дворяне носили в то время становые кафтаны.

Во-вторых, Комов нашего земляка несколько омолодил: на самом деле на тот момент, когда он стал собирать ополчение, Минин был несколько старше. Но главное даже не это - я уверена, что если бы был передан основной смысл, как у Колобова, и к кафтану, и к "молодости" бронзовой скульптуры нижегородцы очень скоро привыкли бы. А Комов совершенно не смог отобразить духа исторической личности, его целеустремленности, боли за Отчизну, которую вновь надо спасать. Памятник - это же не просто портретное сходство с оригиналом, он фокусирует множество представлений, различных аспектов: исторических, художественных, все это спрессовывает и тогда имеет смысл. Мы получили образный провал.

Однако образно провалившийся памятник два десятка лет стоит на площади Минина и менять его, наверное, не будут хотя бы сославшись на отсутствие средств...

Вот мы все время ссылаемся на наши времена. Неправда это, у государства есть деньги, просто нет государственной, масштабной идеи. И тот самый праздник, который впервые будет отмечаться 4 ноября, возможно, начнет постепенно возрождать былой патриотизм. Ныне стоящая в центре города скульптура была установлена в бездуховное время, которое отразилось в новом памятнике, как в зеркале. Возможно, сейчас и неуместно говорить о замене памятника. Если праздник действительно станет национальным, народным, если он приживется, может быть, тогда...

Трудно с уверенностью предсказать, что будет на этом месте, к примеру, спустя полвека. Я это к тому говорю, что стоял же когда-то на этом самом месте памятник царю-освободителю Александру II. А памятник Минину скульптора Симонова должны были открыть в Нижнем Новгороде в 1916 году, но тогда помешала Первая мировая война...

СПРАВКА: Лариса Помыткина - выпускник Институт имени Репина Академии художеств СССР (1967-1974). Искусствовед. Научный сотрудник НГХМ (1969-1985). Член Союза художников России с 1982 года. Автор ряда искусствоведческих работ по теории и истории изобразительного искусства. С 1969 по 1985 годы - научный сотрудник Горьковского художественного музея. Преподавала в Горьковском художественном училище (1971-1973), Горьковском университете имени Лобачевского (1979-1984), Нижегородском педагогическом университете (1985-1998). Доцент (1996). Была удостоена Почетной грамоты Министерства культуры России (2002).