На расширенном совещании, проведенном Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области, состоявшемся в Твери, рассмотрены итоги работы налоговых органов тверского региона за 2004 год и определены основные задачи на 2005 год. В работе собрания приняли участие представители областной администрации и Законодательного собрания Тверской области, других областных структур. С докладом на совещании выступила и.о. руководителя Управления Ирина Фокеева.

За 2004 год в бюджетную систему Российской Федерации налоговыми органами Тверской области мобилизовано 15 млрд. руб. налогов и сборов, что на 2 млрд. рублей превышает соответствующий показатель 2003 года. При этом в федеральный бюджет собрано 4,9 млрд. рублей, а в консолидированный бюджет Тверской области - 10,1 млрд. рублей. Это на 2,4 млрд. рублей больше, чем поступило бюджет области за 2003 год.

В структуре налоговых платежей наибольший удельный вес занимает НДС - 27,4 %, поступления по данному налогу остались на уровне прошлого года и составили 4,1 млрд. рублей. Второй по значимости доходный источник - налог с доходов физических лиц, поступление которого составило 4 млрд. рублей (удельный вес в общем объеме поступлений - 27,1%), рост по сравнению с прошлым годом - 908 млн. рублей. Налога на прибыль собрано за год 2,8 млрд. руб., его удельный вес в общем объеме поступлений составил 18,7 %, рост по сравнению с прошлым годом - 876 млн. рублей.

Установленное на год задание по мобилизации платежей в федеральный бюджет в объеме 4,5 млрд. рублей выполнено на 108,6%, дополнительно мобилизовано 384 млн. рублей.

В государственные социальные внебюджетные фонды поступило 5,8 млрд. рублей, собрано 3,4 млрд. рублей единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Рост поступления платежей превысил 25%. Установленное на год задание по единому социальному налогу в объеме 8,6 млрд. рублей выполнено на 108,3%. Задание выполнено всеми инспекциями региона.

Сумма недоимки за прошедший год увеличилась на 55 млн. рублей и на начало года достигла 2 млрд. 329 млн. рублей. Недоимка по федеральным налогам снизилась на 74 млн. рублей и по состоянию на начало т.г. составила 1 млрд. 487 млн. рублей.

Помимо задолженности по налогам и сборам, большую сумму составляет задолженность по уплате налоговых санкций и пени. Хотя за 2004 год она и снизилась на 349 млн. рублей, но абсолютная ее величина по состоянию на начало т.г. достигла 5 млрд. 594 млн. рублей.

Кроме того, задолженность по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды составила на начало т.г. 7 млрд. 426 млн. рублей, в том числе недоимка - 1 млрд. 355 млн. рублей. Из общей суммы недоимки 478 млн. рублей приходится на единый социальный налог, 371 млн. рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В результате применения мер принудительного взыскания погашено задолженности в бюджеты всех уровней на сумму 1,5 млрд. рублей.

В середине прошлого года постановлением Правительства РФ от 29.05.04 г. №257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства" функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам были переданы от Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в налоговые органы.

В этой связи Управлением были составлены описи и акты приема- передачи по 492 делам, находящимся в процедуре банкротства, с суммой долгов 6,5 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2005 года процедуру банкротства проходят 396 организаций с суммой долгов 6,2 млрд. рублей. Из них 354 организации проходят процедуру конкурсного производства, 5 организаций находятся на внешнем управлении, в 37 организациях введена процедура наблюдения.

С 1 января т.г. функции уполномоченного органа переданы непосредственно в территориальные налоговые органы Тверской области. На особом контроле будут находиться организации с суммой долгов свыше 50 млн. рублей, стратегические и градообразующие предприятия, а также организации, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности.

В этой связи следует предпринять ряд мер. Во-первых, нужно обеспечить оперативность применения законодательства о банкротстве. Например, целесообразно отслеживать ситуацию, если рост долгов предприятий угрожает их существованию, т.е. долги становятся для предприятия "неподъемными" и оно вынуждено идти на преднамеренное банкротство. Чтобы воспрепятствовать этому, уже сейчас нужно приступать к мониторингу потенциальных "банкротов". Кроме того, в рамках налогового контроля больше внимания следует уделять обоснованности возникающей задолженности у иных конкурсных кредиторов. Во-вторых, должны быть оптимизированы расходы на процедуру банкротства.

Налоговые органы должны повысить требовательность к качеству работы арбитражных управляющих непосредственно в ходе банкротств. При этом показатели эффективности при завершении процедур банкротства, своевременная уплата текущих платежей должны стать определяющими при дальнейшем сотрудничестве с арбитражными управляющими.

Учитывая важность и сложность этих задач, руководители инспекций должны лично курировать вопросы обеспечения процедуры банкротства.

Налоговыми органами области по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, проведенных за 2004 г., дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пени, на сумму 1,9 млрд. рублей. Это 16% к общей сумме платежей, начисленных на основе налоговых деклараций (расчетов).

Выездные налоговые проверки проведены более чем у 1,9 тыс. юридических и физических лиц, по их результатам дополнительно начислено 744,6 млн. рублей. Дополнительные начисления в расчете на одну выездную проверку налогоплательщика возросли в 1,6 раза и составили 383 тыс. рублей.

За прошедший год налоговыми органами области проведено более 362 тыс. камеральных проверок представленных налогоплательщиками деклараций. Из них те или иные нарушения установлены в ходе 16 тыс. проверок. По результатам камеральных проверок дополнительно начислено 454 млн. рублей (без учета пени по текущей задолженности), что выше аналогичного показателя предыдущего года на 140,8 млн. рублей (или на 45 %).

В текущем году инспекциям необходимо в полной мере использовать возможности нового программного комплекса, который позволяет автоматизировать отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В целях обеспечения налогового контроля и контроля легальности оборота алкогольной продукции на базе региональных специальных марок с 2004 года на территории Тверской области функционирует программно-информационный комплекс "Единая система учета движения алкогольной продукции", в состав которого входит также подсистема мобильного контроля, предназначенная для проверки подлинности алкогольной продукции в организациях розничной торговли и общественного питания.

За минувший год налоговыми органами области с применением мобильного поста "Инспектор" проведено 845 проверок по выявлению незаконного оборота алкогольной продукции, в результате которых выявлено 98 нарушений действующего законодательства.

Ужесточение учета и контроля оборота алкогольной продукции способствовало росту поступления акцизов на алкогольную продукцию по сравнению в 2003 году почти на 40 млн. рублей.

Наряду с налоговым законодательством, инспекции контролируют законодательство по применению контрольно-кассовой техники при расчетах с населением. Налоговыми органами области проведено за год около 4 тыс. проверок, из них более чем в 1,3 тыс. случаев выявлены нарушения, в результате которых предъявлено штрафных санкций на сумму 7,6 млн. рублей. Поступления на счета местных бюджетов за счет предъявленных санкций составили 5 млн. рублей.

Кроме того, проведено 255 проверок выполнения законодательства по соблюдению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Нарушения установлены в 47 случаях, предъявлено штрафных санкций - 720 тыс. рублей, взыскано - 331 тыс. рублей.

В 2004 году проведена большая исковая работа, направленная на взыскание налоговых санкций с юридических лиц, а с физических лиц - недоимки по налогам и пени. Так, судами было рассмотрено за год 8,4 тысяч исков налоговых органов, из которых 7,8 тысяч исков удовлетворено. По судебным решениям подлежит взысканию в бюджет 133 млн. рублей.

С 2004 года налоговые органы осуществляют государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, третий год осуществляют государственную регистрацию юридических лиц.

По состоянию на 1 января т.г. налоговыми органами Тверской области учтено 40,1 тыс. налогоплательщиков - юридических лиц, состоящих на учете по месту своего нахождения и имеющих ИНН, что на 2,3 тыс. больше, чем на начало 2004 года, а также 1 млн. 097 тыс. налогоплательщиков - физических лиц, поставленных на учет по месту жительства (это на 42,6 тыс. больше, чем на начало года). Кроме того, зарегистрированы 51,4 тыс. предпринимателей.

Основным итогом работы, проделанной в 2004 году по регистрации индивидуальных предпринимателей, явилось создание базы данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). По состоянию на 1 января т.г. в базе данных ЕГРИП содержится около 30 тыс. записей. При этом из 47,4 тыс. индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 года, подали предусмотренные законом сведения о себе для включения в ЕГРИП 25,8 тыс. предпринимателей, что составляет 45,6 %.

По состоянию на 1 января т.г. в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесено 60,7 тыс. записей, их которых более 24,7 тыс. записей внесено в течение 2004 года.

Коме того, в 2004 году Управлением проведена работа по созданию регионального информационного ресурса сведений о физических лицах по фактам владения недвижимым имуществом, транспортными средствами и земельными участками, в части данных деклараций о доходах физических лиц и деклараций государственных служащих, а также сведений о доходах физических лиц. В региональную базу данных внесено свыше 2 млн. записей.

В текущем году необходимо обеспечить представление сведений о доходах за 2004 год всеми налоговыми агентами и поддерживать в актуальном состоянии региональный информационный ресурс сведений о физических лицах.

В прошедшем году многое удалось сделать по изменению принципов работы с налогоплательщиками. Для их оперативного обслуживания оборудовано 6 операционных залов, где можно сдать отчетность, получить информацию о действующих налогах и сборах и сроках их уплаты, реквизитах платежей в бюджет, составить акт сверки расчетов и т.д.

Все возрастающие объемы информации могут быть обработаны налоговыми инспекциями только c использованием новых технологий, а потому так важен вопрос представления отчетности в электронном виде.

Уж два года программное обеспечение раздается налогоплательщикам бесплатно, во всех инспекциях оборудованы рабочие места для оказания услуг налогоплательщикам по формированию налоговой отчетности на магнитных носителях. Причем, такие оборудованные места имеются не только в центральных офисах инспекций, но и в ТОРМах, что создает возможность налогоплательщикам всех территорий даже при отсутствии компьютерной техники обеспечить представление отчетности на магнитных носителях.

В результате проведенной работы по состоянию на 1 января 2005 года более 67% налогоплательщиков области - юридических лиц и 42% предпринимателей - представляли отчетность на магнитных носителях. Но этого недостаточно.

По состоянию на 1 января т.г. только 228 налогоплательщиков области заключили договоры со специализированным оператором связи на представление отчетности по системе ЭОКС и 184 из них представляют отчетность по данной системе, что составляет 1 процент общего числа налогоплательщиков, представляющих отчетность в налоговые органы. А из 31 тысячи предпринимателей, сдающих в налоговые органы свою отчетность, лишь один налогоплательщик представляет отчетность по каналам связи! Наша задача - перейти на бесконтактные методы работы по приему отчетности.

В ходе обсуждения итогов работы на расширенном совещании был определен ряд мер, способствующих дальнейшему совершенствованию работы налоговых инспекций региона по администрированию налогов и сборов, повышению уровня контроля за соблюдением налогового законодательства.

В том числе среди первостепенных задач налоговых органов названы:

- безусловное выполнение установленных заданий по мобилизации платежей в федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды, а также обеспечение доходной части консолидированного бюджета Тверской области;

- обеспечение новой для налоговых органов функции уполномоченного органа в делах о банкротстве;

- дальнейшая работа с налогоплательщиками по сдаче отчетности в электронном виде;

- повышение эффективности контрольной работы;

- тщательно продуманный и аргументированный подход к вопросам привлечения налогоплательщиков к ответственности.

Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Управления ФНС России по Тверской области.