1 марта в суде итальянского портового города Таранто состоялись предварительные слушания по процессу об убийстве в 2001 году итальянским военным моряком 16-летнего жителя Новороссийска (Краснодарский край) Александра Розенбаха. Российская общественность три с половиной года, преодолевая бездействие власти, добивалась справедливости по этому делу и теперь намерена довести его до конца. Об этом на пресс-конференции в Москве 4 марта заявили на днях вернувшиеся из Италии редактор новороссийской газеты "Малая земля" Валерий Волков и профессор Кубанского государственного университета Александр Осташевский - люди, благодаря усилиям которых дело об убийстве 16-летнего россиянина наконец будет рассмотрено по нормам европейского правосудия.

Как рассказал В.Волков, трагедия произошла во время визита в Новороссийск итальянского крейсера-вертолетоносца "Витторио Венето". Вечером 10 сентября 2001 г., когда в Новороссийске отмечался День города, восемь моряков, возвращавшихся на корабль, ввязались в драку с двумя местными подростками. Через несколько минут на помощь товарищам подбежали другие итальянцы. Избиение было прекращено благодаря вмешательству гуляющих горожан и итальянских офицеров, заметивших драку с борта крейсера, однако один из моряков напоследок нагнулся к лежащему на земле Саше Розенбаху и ударил его в спину ножом. Юноша умер на месте. Новороссийской прокуратурой по факту убийства было возбуждено уголовное дело, однако капитан итальянского крейсера, пользуясь правом экстерриториальности, отказался допустить на борт российскую следственную бригаду и не позволил россиянам допросить участников драки. На следующий же день "Витторио Венето" покинул Новороссийск.

На обратном пути на базу в Таранто капитан произвел собственное расследование инцидента, в результате которого курсант кок Джузеппе Пиллера признался в убийстве. Тогда же в итальянской прессе со ссылками на высших офицеров крейсера появилась версия о том, что моряки с "Витторио Венето" подверглись нападению 30-40 агрессивных подростков, и смерть одного из нападавших стала следствием случайного превышения Д.Пиллерой пределов необходимой обороны.

По прибытии крейсера в порт приписки итальянской прокуратурой было возбуждено уголовное дело против восьми участников драки, однако российская сторона не была извещена об этом. Расследование этого дела продвигалось вяло ввиду малой заинтересованности итальянцев. Случившаяся на следующий день после инцидента в Новороссийске террористическая атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке в информационном плане затмило убийство 16-летнего подростка. Между тем новороссийская прокуратура, опросив свидетелей убийства, приостановила расследование за невозможностью установить виновного и не предпринимала действий по координации с правоохранительными органами Италии.

Как подчеркнул В.Волков, именно активность местной общественности и поддержавшего ее депутата Госдумы от Туапсинского округа № 46 Краснодарского края Сергея Шишкарева не дала заглохнуть этому делу. Убийству А.Розенбаха были посвящены десятки статей и телевизионных сюжетов. Свое возмущение и требование наказать преступника высказали мэр Новороссийска и губернатор Краснодарского края, тем не менее реальной активности для привлечения виновного иностранца к ответственности российские власти не предпринимали. Ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь спустя восемь месяцев после трагедии. Когда стало известно о том, что в апреле 2002 г. в Краснодарском крае состоится встреча Президента России Владимира Путина с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, новороссийские журналисты обратились в администрацию Президента с предупреждением, что в случае, если власти и впредь будут проявлять равнодушие, итальянский премьер может столкнуться с акциями протеста. Наконец в Новороссийск прибыл военно-морской атташе Италии, который встретился с представителями прокуратуры и матерью погибшего и сообщил им о том, что в Италии в отношении Дж. Пиллеры возлуждено уголовное дело. Однако следственая бригада из Таранто во главе с ведущим дело прокурором Маурицио Карбоне прибыла в Новороссийск только спустя два года после убийства.

Судебные слушания в Таранто, первоначально назначенные на 28 сентября 2004 г. не состоялись из-за того, что на них не смогли прибыть представители потерпевших. Мать Саши Розенбаха является инвалидом; состояние здоровья и материальное положение семьи не позволили ей выехать в Италию. Не смогли тогда найти для этого средства и представители российской общественности, все это время выступавшие двигателем борьбы за справедливость.

Ситуация осложнялась тем, что, в соответствии с итальянским законодательством, правом представлять в суде интересы сторон пользуются только итальянские адвокаты. Благодаря помощи российского консульства удалось найти русскоговорящего адвоката. Татьяна Делла Марра вошла в процесс в качестве представителя семьи убитого. И наконец слушания начались 1 марта 2005 г.

Как стало известно, участники драки в Новороссийске 10 сентября 2001 г. после возбуждения против них уголовного дела уволились из военно-морского флота. В настоящее время местонахождение всех обвиняемых, включая Дж.Пиллеру, которого итальянская прокуратура не сочла нужным заключать под стражу, известно только их адвокатам.

Как рассказал А.Осташевский, во время их визита в Таранто прокурор Дж.Карбоне сообщил россиянам, что намерен потребовать признать Дж.Пиллеру виновным в умышленном убийстве и назначить ему наказание в виде 21 года лишения свободы. Защита, со своей стороны, предпринимает попытки переквалифицировать обвинение на превышение пределов необходимой обороны, что приведет к резкому снижению срока наказания.

"Речь идет не тольк о конкретном деле, но и о защите престижа страны", - заявил А.Осташевский. По его словам, в Европе установился негативный стереотип отношения к России как к варварской стране, представителям которой трудно заставить европейцев считаться с ними. Однако в результате многолетней активной борьбы россиянам удалось переломить ситуацию в свою пользу. "Итальянский суд и прокуратура поняли: российская сторона отступать не будет, а значит с ней надо вести себя как с серьезным, равноправным партнером", - констатировал А.Осташевский. Вторые предварительные слушания по процессу состоятся в Таранто 19 марта.

Отвечая на вопрос ИА REGNUM, располагает ли российская правоохранительная система механизмами, позволяющими обеспечить защиту прав граждан России в подобных ситуациях, А.Осташевский отметил, что, на его взгляд, все необходимые правовые механизмы для этого имеются, однако они бездействуют в результате отсутствия воли к их применению. При этом отсутствие практики по подобным уголовным делам, где замешаны, с одной стороны, граждане развитых стран, а с другой - обычные россияне, небогатые и невлиятельные, само по себе является дополнительным тормозом для российской правоохранительной системы. Как подчеркнул А.Осташевский дело об убийстве Саши Розенбаха имеет особую значимость именно благодаря тому, что в ходе его благодаря экстраординарным усилиям общественности нарабатывается практика правовой защиты российских граждан за рубежом.

Готовность государства защищать своего гражданина, не взирая ни на какие объективно существующие юридические трудности, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих престиж страны и уважение к ее гражданам со стороны представителей иных государств, подчеркнули участники пресс-конференции.