Законопроект о восстановлении института конфискации имущества отправлен на доработку. Об этом сообщил председатель Комитета по безопасности Госдумы РФ Владимир Васильев на пресс-конференции 17 февраля в Москве. Он напомнил о том, что в 2003 году из статьи 44 УПК "Виды наказаний" был исключен пункт "ж", в котором и говорилось о конфискации имущества, как одном из видов наказаний, наряду со штрафом, исправительными работами, ограничением свободы, арестом и т.д. Авторы законопроекта предполагают восстановить эту норму, распространив ее на то имущество и ценности, в отношении которых в ходе судебного процесса установлено, что они нажиты преступным путем. Также в законопроекте говорится о том, что если это имущество отчуждено какому-то третьему лицу, то суд вправе изъять имущество и у него, если это лицо знало или должно было знать о том, что имущество нажито преступным путем. "У нас сейчас на очень многих бабушках и дедушках числятся не только шестисотые "Мерседесы", но и виллы, соответствующей стоимости, - отметил В.Васильев. - Всем понятна, чья это вилла, но как у бабушки ее изъять?" Этот вопрос, по его словам, будет решаться в судебном порядке.

Конфискация имущества рассматривается разработчиками закона как дополнительная, альтернативная мера, вопрос о применении которой каждый раз будет решаться судом, - особо подчеркнул Владимир Васильев.

Против принятия законопроекта высказалось Правительство РФ тогда как Конституционный и Верховный суд поддержали его. Комитет Госдумы по безопасности в целом поддерживает инициативу по восстановлению института конфискации имущества. Однако, как подчеркнул В.Васильев, законопроект нуждается в доработке авторами.

Основные расхождения во взглядах связаны со статьей 81 УПК, в соответствии с которой орудия преступления подлежат конфискации по приговору суда, а имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитых преступным путем, также могут быть обращены в доход государства. Таким образом, полагает Правительство, в УПК уже имеется норма, аналогичная конфискации.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, не станет ли восстановление института конфискации поводом для возбуждения уголовных дел с целью изъятия имущества, В.Васильев заявил: "Сегодня конфискация как таковая мало кем рассматривается как перспективный источник дохода".

Действие конфискации имущества предполагается распространить на на совершение тяжких (10 составов) и особо тяжких (13 составов) преступлений, что, по мысли разработчиков закона, позволит более эффективно решать задачу борьбы с преступными деяниями террористического характера, сбытом наркотиков и другими опасными для общества преступными проявлениями.

По решению Совета Государственной Думы рассмотрение данного законопроекта на пленарном заседании первоначально было запланировано на март текущего года. Однако в связи с отправкой его на доработку, очевидно, оно не состоится. В.Васильев затруднился конкретный срок, когда законопроект будет внесен повторно.

Справка ИА REGNUM: Проект федерального закона № 106454-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовного наказания в виде конфискации имущества) внесли 5 ноября 2004 г. депутатами от фракции "Единая Россия" Отари Аршба, Ахмед Билалов, Алексей Волков, Александр Гуров, Алексей Розуван, Любовь Слиска, Александр Хинштейн и депутат от фракции ЛДПР Валентин Бобырев. Согласно законопроекту, предполагается восстановить в Уголовном кодексе ст. 52 (Конфискация имущества) в которой, в частности говорится:

"1. Конфискация имущества есть безвозмездное изъятие в собственность государства следующего имущества:

а) орудий и средств совершения преступления;

б) имущества, денег и иных ценностей, приобретенных в результате совершения преступления, а также доходов, полученных от этого имущества или эквивалентной стоимости этого имущества и доходов;

в) приобретенного преступным путем, а затем легализованного посредством совершения финансовых операций или иных сделок, в том числе используемого для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;

г) используемого или предназначенного для финансирования организованной группы, преступного сообщества или участвующих в них лиц.

2. Вышеуказанное имущество, если оно было передано осужденным другому лицу, подлежит конфискации в собственность государства при условии, что это лицо знало или могло знать либо должно было знать о незаконном приобретении, предназначении или использовании этого имущества".