В 2005 году московскому метрополитену исполняется 70 лет, и востребованность этого вида общественного транспорта с каждым годом возрастает. Некоторые итоги за 2004 год подвел в рамках своей пресс-конференции 15 февраля начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев. Также он сообщил о некоторых планах на 2005 и последующие годы.

По словам Д. Гаева, "проблемы, которые есть в стране и в Москве, есть и у столичного метрополитена". При этом метрополитен стремится эффектно и качественно выполнять свою работу - перевозку москвичей в условиях все возрастающего пассажиропотока. Если в начале 90-х годов метрополитен ежедневно перевозил 6-7 млн. человек, то в декабре 2004 года эта цифра достигла 10 млн., при том, что протяженность линий за этот же период выросла незначительно. "Нам удалось не снизить уровень безопасности, сейчас он даже выше, чем в 80-х годах, но в части культуры обслуживания мы несколько потеряли, - констатировал Д. Гаев. Бомжи, большое количество народа, особенно в часы пик, система вентиляции, не всегда справляющаяся с учетом возросшего объема перевозок - метрополитен прилагает усилия для разрешения этих проблем, - заверил начальник столичного метро.

За прошлые годы подвижной состав пополнился за счет новых типов поездов - "Яузы" и "Русича". Планируется, что в ближайшие годы они будут внедряться на всех линиях метрополитена. Одной из насущных задач является увеличение пропускной способности. По словам Д. Гаева, особенно остро эта проблема стоит для южного конца Серпуховской линии, в связи с массовым жилым строительством, а также для Таганско-Краснопресненской линии. В настоящий момент на Серпуховской линии введены 8-вагонные поезда вместо 7-вагонных; в 2005 году длина состава будет увеличена и на Таганско-Краснопресненской линии. Это позволяет разгрузить вагоны на 12-15%, отметил начальник столичного метро. Сотрудничество с МЖД также очень важно; в частности, введение поездов "Спутник" позволил несколько снизить нагрузку на метрополитен.

Д. Гаев подробнее остановился на вопросе монетизации льгот. По его словам, эта инициатива поддерживается руководством метрополитена. "В условиях нехватки государственного финансирования эти средства будут направлены на ремонт эскалаторов, обновление подвижного состава, - подчеркнул Д. Гаев. - В частности, в 2005 году мы сможем закупить 80 новых вагонов - это больше, чем в предыдущие годы". Также, по словам начальника столичного метро, высвободившиеся деньги будут направлены на обеспечение системы безопасности; в частности, развитие диспетчерской службы. "Эти средства нужны не метро, как хозяйствующему субъекту, а самим пассажирам, - заверил Д. Гаев. - А кто платит, сами пассажиры или какие-либо структуры за них - все равно". По приведенным им данным, ранее "выпадавшие" средства метрополитена достигали около 6 млрд. рублей ежегодно; компенсации же составляли 3 - 3,5 млрд. рублей. Теперь ситуация улучшится, хотя финансирование по-прежнему недостаточное. Инвестиции на развитие системы столичного метро на 2005 год составляют около 5 млрд. рублей, хотя в 2003 году эта сумма была в 2 раза выше. Но, подчеркнул Д. Гаев, существует постановление правительства Москвы с распоряжением изыскать в этих целях дополнительные средства.

Что касается планов, то, по словам Д. Гаева, основной задачей является продолжение строительства метро. В частности, в 2007 году планируется довести строящуюся Строгинскую линию до района Строгино. Вторым приоритетным направлением является Люблинская линия в центре Москвы: от станции Чкаловская через Сретенский бульвар, Трубную площадь до Марьиной Рощи, с пересадками на Сокольническую и Серпуховскую линии. Эти работы также планируется завершить в 2007 году. Третье направление - легкое метро на юге Москвы. Этот проект, подчеркнул Д. Гаев, представляет особый интерес, так как строительство этого вида транспорта обходится вдвое дешевле, чем обычное метро, и строки строительства значительно короче. При этом объем перевозок сопоставим с традиционным метро. Все это позволяет утверждать, что система легкого метро в столице будет активно развиваться.