Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт выступил сегодня с заявлением в ответ на комментарий представителя МИД РФ Александра Яковенко относительно нежелания России находиться под контролем Совета Европы. В преддверии визита в Москву генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса официальный представитель МИД заявил: ""Предполагается привлечь внимание Терри Дэвиса к ненормальной ситуации, сложившейся в вопросе о мониторинге обязательств России, взятых ею при вступлении в Совет Европы". По словам А.Яковенко, "за прошедшее десятилетие при экспертном участии Совета Европы в России проведены крупномасштабные правовая и судебная реформы, ратифицированы десятки общеевропейских нормативно- правовых актов, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам". В связи с этим, полагает он, потенциал механизма мониторинга в отношении России по сути дела исчерпан. "Убеждены, что настало время закрыть его, а над оставшимися вопросами мы готовы работать в режиме постмониторингового диалога. По нашему мнению, будущее - за единообразным толкованием стандартов Совета Европы для всех государств-членов", - сказал С.Яковенко.

"Считаю, что главной причиной недовольства российской власти Советом Европы стала резолюция январской сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы по делу ЮКОСа, Ходорковского, Лебедева и Пичугина, - говорится в ответном заявлении Ю.Шмидта. - Эта резолюция была принята вопреки значительным усилиям России. Решение ПАСЕ позволило российской власти осознать свою неспособность аргументировано противостоять объективно установленным нарушениям прав обвиняемых. Устами г-на Яковенко власть продемонстрировала нежелание выполнять рекомендации, принятые сессией ПАСЕ.

Раньше российская власть болезненнее всего воспринимала чеченскую тему, а теперь к ней добавилась не менее болезненная тема ЮКОСа. Причем эта тема грозит в перспективе причинением значительно большего ущерба Кремлю и лично Путину, чем даже Чечня.

Отмечу, что избавиться от контроля Совета Европы Россия может только одним способом - выйти из этой организации. Судя по словам г-на Яковенко, на заявление о выходе России из Совета Европы его никто не уполномочивал. Членство в Совете Европы означает пребывание в содружестве демократических государств, в которое из европейских стран до сих пор не пускают только одну страну - Белоруссию. Выход России из Совета Европы будет означать, что она решила сменить одну компанию на другую. В конечном счете, выбор, конечно, остается за нашей властью. Сомнительно, правда, чтобы народу и стране в целом это пошло на пользу.

Что касается правовой и судебной реформы, то действительно, в определенный момент времени было ощущение прогресса в этом направлении. Однако уже несколько лет очевиден значительный откат от принятых ранее достаточно либеральных законов и очевидный дрейф в сторону не просто ужесточения судебной практики, сколько в направлении нарушений международно признанных прав человека. Говоря о либеральном характере законов, я имею в виду не всепрощенчество, а создание необходимых гарантий для справедливого суда и соблюдения других прав и свобод человека. Такое впечатление, что относительно либеральные законы, принятые в России, стали очень мешать нынешней власти. А Совет Европы и, как один из его органов, Европейский Суд по правам человека, стали очень досаждать кремлевских чиновниками.

Кремлевским властям хорошо известно, что на подходе к слушаниям в Европейском Суде находится целый ряд весьма чувствительных дел. Я не исключаю, что в Кремле всерьез задумались, а надо ли и дальше испытывать неудобство и оправдываться перед сообществом цивилизованных государств, за безобразия чинимые под маской правосудия.

Несомненно одно. Разрыв России с Советом Европы позволит отказаться от моратория на смертную казнь, позволит без препятствий возвратить такие виды наказаний, как конфискация имущества (по поводу чего уже имеются соответствующие законопроекты), а также усилить репрессии по всем ранее обозначенным направлениям. Я имею в виду дальнейшее ограничение свободы слова, свободы совести, избирательных прав граждан и других фундаментальных прав и свобод человека. Трудно подсчитать, насколько далеко назад это отбросит Россию и какими жестокими издержками это обернется для граждан несчастной нашей страны. Фактически этим будут заложены первые фрагменты в основание нового "железного занавеса". Единственное, во что хочется верить, что господин Яковенко и его начальство блефуют, рассчитывая, что таким путем им удастся напугать своих партнеров. Тем более, что одновременно с этим заявлением появилось и заявление министра обороны Иванова о появлении у России на вооружении сверхсовременного ядерного комплекса, от которого ни у кого нет защиты.

Хочется верить, что ни европейское, ни мировое содружество цивилизованных государств господам Яковенко и Иванову как по отдельности, так и вместе взятым, напугать не удастся".