Задачей содержания дорог в Москве в зимний период является проведение мероприятий по обеспечению безопасного движения пешеходов и автотранспорта на магистралях и во дворах. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы департамента природопользования и защиты окружающей среды правительства Москвы, в столице количество гололедоопасных дней - от 38 до 120, количество обработок дорожных покрытий колеблются от 102 до 444 за зимний период. До 1997 г. для борьбы с зимней скользкостью в основном использовались только фрикционные материалы: песок, ПГС, щебень, шлак и др. При отсутствии распределительной техники нанесение технической соли производилось в значительно превышающих количествах, отмечают в департаменте. Экономический ущерб в целом городскому хозяйству и имуществу граждан от применения такого количества соли не подсчитывался. Общий ущерб складывался из следующих составляющих: коррозии металлических конструкций, транспорта, инженерных сетей; разрушении фундаментов и покрытий фасадов зданий, железобетонных конструкций; гибели газонов и зеленых насаждений (деревьев, кустарников). Поэтому, как и за рубежом, в России в последние годы стали все шире использовать различные химические и комбинированные материалы с меньшим содержанием хлоридов. В зимний сезон 2004-2005 г. в г. Москве в основном планируется применение следующих видов противогололедных материалов (ПГМ): жидкий хлористый кальций модифицированный - "ХКМ", твердые - хлористый кальций, "Бишофит", ХКНМ.

По данным научно-исследовательских работ установлено, что в связи с повышенной эффективностью средние нормы расхода новых ПГМ уменьшены на 30% по сравнению с нормами, которые были установлены для технической соли. Кроме того, содержание хлоридов в новых противогололедных материалах меньше, чем в технической соли на 35-40%. Это позволило сократить общие объемы использования ПГМ, уменьшить экологическую нагрузку хлоридов на объекты окружающей среды, (почву, водные объекты, зеленые насаждения). В результате применения новых ПГМ уменьшилось содержание хлоридов натрия в почвах на примагистральных территориях на 5-18%, на внутридворовых территориях на 20-25% по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет. По результатам исследований установлено улучшение состояния зеленых насаждений, уменьшение поступления хлоридов в водные объекты, кроме того, применяемые в настоящее время ПГМ не ведут к выделению химических веществ в атмосферный воздух. При применении ПГМ непосредственного поступления входящих в его состав элементов в организм человека не происходит.

В настоящее время департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы осуществляется контроль за соблюдением норм расхода ПГМ на дорожных покрытиях с использованием прибора для быстрого количественного определения наличия ПГМ на дорогах. Ежедневные замеры остаточного количества реагентов на дорогах позволят сократить расход ПГМ, подчеркивают в департаменте.

При этом действующими инструкциями определено, что хлористый кальций в качестве ПГМ допускается применять только при чрезвычайной гололедной ситуации и локально в местах образования гололеда. Запрещается использовать реагент на детских, игровых и спортивных площадках, а также на площадках для выгула собак. Кроме того, запрещено использование химических противогололедных материалов на территории детских учреждений, школ, больниц и лечебных заведений. В настоящее время рассматривается вопрос снижения концентрации с применяемого 28% раствора хлористого кальция до 26%.