Селекторная пресс-конференция научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций доктора экономических наук, профессора Евгения Гонтмахера состоялась в Воронеже в рамках проекта "Клуб региональной журналистики "Из первых уст" - Открытая Россия" 25 января. Встреча с воронежскими журналистами была посвящена вопросу о монетизации льгот.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в начале Евгений Гонтмахер обозначил свою позицию по данному вопросу. В частности, он заявил: "Я не согласен с нотками со стороны власти о том, что 122-й закон хорош, что в нем есть только отдельные недостатки, которые надо быстренько исправить, и тогда все будет хорошо. Это не так. Речь идет о том, что имеется целый ряд органических пороков, исправление которых действительно поменяет закон.

Главный недостаток закона - разделение льготников на федеральных и региональных. На регионы сейчас переведены самые многочисленные группы льготников - это труженики тыла, ветераны труда, жертвы политических репрессий. И это при том, что сейчас финансирование регионов очень слабое. Поэтому именно со стороны регионов идет наибольшее количество протестов. Эта ситуация непозволительна и с финансовой точки зрения, и с правовой, и с моральной, так как и труженики тыла, и ветераны труда, и жертвы политических репрессий много сделали для государства. Я считаю, что все категории льготников должны быть федеральными, а для жертв политических репрессий и труженников тыла должен быть предусмотрен особый социальный пакет.

Еще один недостаток закона о монетизации льгот состоит в том, что опять пошли по категориальному пути. Например, у нас инвалиды 1-й группы везде получают 1400 рублей, без учета региона, без учета личных потребностей, поскольку заболевания и доходы у разных инвалидов 1 группы разные. И такая ситуация со всеми категорями льготников. Такая уравниловка не может решить задачу по борьбе с бедностью, которую поставил перед правительством Владимир Путин, и формирует массовое недовольство.

Кроме того, в законе не учтены психологические особенности пожилых людей: это касается прежде всего инвалидов и ветеранов войны, жертв политических репрессий - многим из них 80 и более лет, и они привыкли пользоваться натуральными льготами. Для них это своего рода привилегия, признание властью их заслуг. И тут им вместо льгот предлагают какие-то деньги, пусть большие деньги - для них эта ситуация унизительна с точки зрения того, что понимают, что государство хочет от них откупиться. С моей точки зрения вот эти группы очень пожилых людей нужно было оставить в покое, позволить им пользоваться их льготами. С учетом своих психологических особенностей эти люди перестроиться на новые механизмы уже не могут. Ведь для того, чтобы получить тот же проездной билет надо куда-то идти, надо где-то стоять в какой-то очереди, а если говорить о Москве, то для метро надо получать какую-то карточку, вставлять ее в какую-то щель. Для нас - молодых, людей среднего возраста это нормально, мы этому быстро обучаемся, но для пожилых это психологическая проблема.

С 1 января во многих регионах повысились тарифы на услуги ЖКХ и оплату жилья, тарифы на проезд в общественном транспорте. Весной наши бюджетники, которые, как вы знаете, полуют очень низкую заработную плату, обязательно выйдут на митинги, будут писать петиции о том, что им надо повышать заработную плату. Все это смешалось в одном социальном узле, получилось так, что, обозревая нынешнюю социальную картину, мы видим, что буквально в течении нескольких недель дополнительная социальная проблема присутствует практически для всех групп населения. Это, с моей точки зрения, очень грубая политическая ошибка, признак того, что отсутствует какое-либо стратегическое, политическое планирование. Все эти вещи, возможно, необходимы, но надо было проводить все это в разное время, может быть, придумать какие-либо еще компенсационные механизмы, а не как сейчас. Вот эти органических пороки, с моей точки зрения, требуют довольно существенного пересмотра в законе. Вернуться назад мы уже не можем, это технически невозможно, но самые болевые точки можно было бы устранить, хотя ущерб политический, моральный, который нанесен значительной части нашего общества, по-моему, очень большой, и этого люди не забудут".

Отвечая на вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы смягчить закон, Евгений Гонтмахер подчеркнул, что до 1 мая необходимо вернуть труженикам тыла, жертвам политических репрессий статус федеральных льготников, то есть взять их на финансирование федерального бюджета, с соответствующим изъятием из бюджетов региональных определенных денег. "Что касается ветеранов труда, то надо этот вопрос также рассмотреть, и заявление о том, что хотя бы с 1 января 2006 года эта категория получит статус федеральных, оно во многом может успокоить ситуацию. Это первое. Второе, что сейчас нужно сделать, это решить вопрос по проезду не только в городском, но и на пригородном общественном транспорте. Сейчас эту проблему пытаются решить, с моей точки зрения, однобоко и неправильно. Предлагается, чтобы стоимость проездного билета на городской общественный транспорт не превышала суммы денежной компенсации. Но возникает много вопросов, в том числе и по пенсионерам, которые не имели льгот, но пользовались общественным транспортом бесплатно решением местных властей. Решение тут должно быть достаточно быстрым и простым. Вместо того, чтобы заключать массу договоров с регионами, надо просто ввести по всей территории страны бесплатные проездные билеты на городской и пригородный общественный транспорт для всех льготных категорий, не трогая денежные компенсации.

Есть еще ряд предложений. К примеру, ранее существовала такая льгота, как бесплатный проезд для детей-инвалидов к местам лечения. Эту льготу в законе просто не учли. Соответствующие поправки к 122-му закону уже подготовлены рядом депутатов Государственной Думы, и в ближайшее время будут внесены на рассмотрение", - заявил Гонтмахер. По поводу фактического отсутствия в Воронеже и многих других городах муниципального общественного транспорта, Евгений Гонтмахер отметил, что эту проблему необходимо решать таким образом, чтобы частным перевозчикам компенсировать за счет государства стоимость проездных льгот, для чего нужен особый механизм.

На вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, какова разница в уровне проблем при реализации закона о монетизации между регионами и ведется ли какой-либо анализ, Евгений Гонтмахер заявил: "Ситуация безусловно, разная, и такая проблма существует. Например, в 16 регионах России натуральные льготы оставлены, люди живут так, как привыкли. Но тут возникает вопрос - как жить федеральным льготникам. Лужков в Москве решил ее просто: оставил всем категориям их льготы. Из-за вот этой разницы между региональными и федеральными льготниками может образоваться определенная конфликтогенная зона. И разные не только регионы - например, 200 рублей в областном центре и в деревушке играют абсолютно разную роль. Конечно же сейчас проводится анализ всех проблем регионов в этом плане, в частности, наш центр проводит такие исследования".

Ситуацию в Воронеже Евгений Гонтмахер охарактеризовал как среднюю. По его мнению, помятуя о масштабных митингах против увеличения тарифов на ЖКХ, воронежский губернатор пошел на ряд компромиссов. И именно поэтому, подчеркнул Евгений Гонтмахер, в Воронеже не наблюдается таких крупномасштабных протестов, как в Перми, Астрахани, Самаре и других российских городах. "Проблема не в том, сколько людей выйдут на улицы, а в том, что народ это запомнил, и все это может повлиять на результаты выборов в 2007 году, когда в Государственную Думу попадут люди с экстремистскими наклонностями". Гонтмахер также прокомментировал иск в Конституционный суд по отмену закона о монетизации льгот, поданный воронежской общественной организацией "Союз льготников": "Это уже не первый иск, и они будут поступать. Я думаю, что в случае, если подобные иски касаются отмены закона в целом, то судебной перспективы у них нет. Но если иски касаются изменения отдельных пунктов закона, отдельных групп населения, то возможно и положительное решение".