В Тбилиси 29 декабря состоялось заключение договора о строительстве грузино-турецкой железной дороги по маршруту Ахалкалаки (Грузия) - Карс (Турция). Документ подписали министр экономического развития Грузии Алеко Алексишвили и находящийся в грузинской столице с визитом министр транспорта Турции Бинали Йылдырым.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе министерства экономического развития Грузии, общая стоимость этого проекта составляет 350 миллионов долларов, из которых 200 миллионов необходимы для строительства непосредственно железнодорожного участка Ахалкалаки-Карс. В настоящее время нет конкретных соглашений о том, кто будет финансировать эту часть проекта, но, согласно предварительным договоренностям, его возьмет на себя турецкая сторона. Еще 150 миллионов долларов необходимы для реконструкции железной дороги от Ахалкалаки до Тбилиси. Донор этой части проекта пока не определен - возможно, финансирование поделят правительство Грузии и международные донорские организации, также возможно привлечение частных инвесторов.

Что касается сроков реализации проекта, то в пресс-службе отметили, что создана грузино-турецкая рабочая группа, которая до апреля 2005 года изучит все аспекты строительства грузино-турецкой железной дороги и представит сторонам свои выводы. Затем также в апреле планируется визит министра экономического развития Грузии в Турцию, во время которого произойдет окончательное оформление всех деталей, после чего начнутся конкретные работы по реализации проекта железнодорожного сообщения Ахалкалаки-Карс.

Следует отметить, что вопрос строительства грузино-турецкой железной дороги периодически поднимался в Грузии на протяжении семи лет, однако воплощаться эта идея началась только в 2004 году, в результате визита президента Грузии Михаила Саакашвили в Турцию. Первоначально в Тбилиси рассматривались два возможных маршрута грузино-турецкой железной дороги - через Аджарскую АР и через преимущественно армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети, на последнем из которых и был остановлен выбор. Также отметим, что ввод в эксплуатацию данного маршрута грозит нерадостными перспективами реально сущестсвующей, но простаивающей железнодорожной магистрали Карс (Турция) - Гюмри (Армения) - Ахалкалаки (Грузия). Турецкая сторона вот уже более десяти лет в одностороннем порядке блокирует армяно-турецкую границу, что делает невозможным железнодорожное сообщение между Турцией и Грузией через Армению.