С.ШАПОВАЛОВА ("Амител", Алтайский край): Не так давно состоялась Ваша неофициальная встреча с нашим губернатором Михаилом Евдокимовым. Как Вы оцениваете команду, которая пришла на выборах? Как Вы оцениваете ее работу? Возможен ли Ваш приезд к нам?

В.ПУТИН: К сожалению, я не знаком с командой, которую сформировал Михаил Сергеевич. С ним я знаком, знаком хорошо, знаю, что результаты работы администрации за текущий год вполне можно считать удовлетворительными с точки зрения развития экономики, решения некоторых социальных вопросов. Но перед краем стоит еще очень много, так же как и перед страной в целом, нерешенных проблем. От того, как они будут у вас на месте решаться, в значительной степени будут зависеть и оценки. И моя здесь оценка далеко не самая главная. Самое главное, как это оценят люди.

В.СЕРГЕЕВ (газета "Тамбовский курьер"): Владимир Владимирович, от внешнеполитических к внутренним вопросам, если можно. Сейчас идет подъем экономики, растет золотовалютный запас и в общем-то другие запасы. Не целесообразно ли какие-то инвестиции направить внутрь страны, например, в жилищно-коммунальное хозяйство? Экономический блок Правительства со стороны иногда похож на скупого рыцаря: вот будет инфляция. Но ведь без глобального подъема этой отрасли нам грозит - всему населению страны - с нового года переход на 100-процентные коммунальные платежи, а источников и ресурсов в стране достаточно. Как Вы это оцениваете? Спасибо.

В.ПУТИН: Вы затронули, разумеется, одну из самых острых социальных проблем в стране. Я уж думал, что мы обойдемся без этого вопроса, но рад, что Вы все-таки к нему подобрались. Рад, потому что было бы не по-честному не сказать на эту тему хотя бы несколько слов.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства очень остры в России на протяжении многих-многих лет. Еще в Советском Союзе они были не менее острыми. Сегодня потребности жилищно-коммунального хозяйства в России - примерно 1,5 триллиона рублей. Регионы страны в следующем году планируют истратить на эти цели где-то 340 миллиардов при соответствующей поддержке федерального бюджета. В коммунальном хозяйстве наблюдаются огромные потери тепла, электроэнергии. И ясно, что до сих пор не созданы необходимые условия для развития этой сферы. Это как раз та область, куда сколько ни давай денег, все равно будет мало. Нужно менять условия функционирования.

Абсолютно согласен с теми, кто считает, что очень медленно идут преобразования в этой области. Собственно говоря, понятно почему - потому что очень чувствительная тема. Стоит сделать только один мало-мальски неаккуратный шаг - и пострадают миллионы людей. И сейчас-то непросто, а если совершить хоть какую-то ошибку, может быть еще хуже. Но это совсем не значит, что не нужно ничего делать.

Правительство исходит из того, что эта проблема должна решаться по двум направлениям. Первое: распределить ответственность. Нужно точно и ясно понимать, кто за что отвечает. Этот вопрос разграничения полномочий решается в рамках известных законов о разграничении как раз этих самых полномочий - в 122-м и 95-м законах. Это первое.

Второе: нужно создать условия для того, чтобы эта деятельность была конкурентоспособной и интересной с точки зрения бизнеса. Сейчас только приняты Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, в механизмах которых заложены как раз возможности решения этих проблем.

Ну и, наконец, третья составляющая, не менее важная, чем другие: мы тратим огромные деньги - я сказал, нужно 1,5 триллиона, но даже 340 миллиардов - это огромные деньги, - но расходуем их неэффективно. Как сделать так, чтобы они тратились гораздо более эффективным способом? Нужно платить людям.

В 19 регионах Российской Федерации такие эксперименты проводятся. Нужно добиться того, чтобы можно было создавать на легальной основе товарищества пользователей жилья и чтобы деньги перечислялись на счета граждан. Повторяю, в 19 регионах это сделано, работает успешно. Нужно развивать этот успех дальше.

Вот все это в комплексе, надеюсь, и позволит нам сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки.

С.ФЕДОТОВ (газета "Сельская новь"): Спасибо большое, Владимир Владимирович. Честное слово, было несколько обидно. Страна почти наполовину аграрная - и ни одного вопроса по этому поводу.

В.ПУТИН: Без крестьян нельзя. Слушаю Вас.

С.ФЕДОТОВ: В 1992 году и в последующие годы большая часть крестьян Российской Федерации, а также работники социальной сферы, которые обслуживали село, были наделены земельными долями и получили соответствующие свидетельства о праве собственности на землю. Народ немного безграмотен в правовом отношении, это даже мягко сказано, и, пользуясь безграмотностью населения, в 2003 году некоторые банки и даже просто достаточно богатые люди, манипулируя законом, манипулируя людьми, манипулируя чиновниками, выбрасывая на земельный рынок "черный нал", фактически завладели, а в течение 2004 года оформили права собственности на земли сельхозназначения. В частности, в Лотошинском районе 22 гектара сельхозугодий, а через подставных лиц - это собственность банка. В соседнем Волоколамском районе - это "Визави-банк".

Обращались в прокуратуру, вплоть до Генеральной, в Министерство внутренних дел. В итоге принимают решение органы внутренних дел района и прокуратура района и не в пользу людей. Останется ли крестьянин собственником земли или все-таки повторятся те процессы, которые были в ходе приватизации?

В.ПУТИН: Вы знаете, Вы сейчас привели примеры совершенно конкретного характера, связанные с земельными участками, земельными наделами, и полагаете, что собственник сменился ненадлежащим образом, вне рамок действующего законодательства. К сожалению, таких проблем у нас в начале 90-х годов было очень-очень много. И мы должны действовать в сегодняшних условиях крайне аккуратно, для того чтобы: а) восстановить элементарную справедливость и законность; б) не навредить тем экономическим процессам, которые у нас сейчас в стране развиваются.

Все, что происходит в земельной сфере, направлено на то, чтобы создать надлежащего собственника при обеспечении интересов тех людей, которые владеют теми самыми наделами, о которых Вы говорите. Но, конечно, ведь трудно в каждом конкретном случае проследить, как Вы говорите, когда людей вводят в заблуждение. Это просто даже невозможно сделать, сидя в Москве. Поэтому нужны более внятные законы и разъяснение этих законов всем гражданам, которые имеют к этой проблематике хоть какое-то отношение.

А что касается деятельности органов правоохранительной сферы, то я не очень понимаю, при чем здесь Министерство внутренних дел, но прокуратура, суды, конечно, должны на это реагировать. Но в каждом конкретном случае, думаю, Вы со мной согласитесь, это дело должно разбираться по существу. А в целом, конечно, я с Вами согласен, что недопустимы злоупотребления и манипуляции.

М.ГИМБИЙ (информационное агентство Югра-информ, Ханты-Мансийский автономный округ): Скажите, пожалуйста, как будет строиться в дальнейшем политика Федерации в отношении освоения северных территорий, в частности развития социальной инфраструктуры? Спасибо.

В.ПУТИН: Мы об это много раз говорили.

Там, где условия жизни и работы являются очень сложными и очень дорогостоящими, то, конечно, думаю, что правы те, которые считают, что нужно переходить к вахтовому методу работы. Но на Севере у нас достаточно много благоприятных с точки зрения климата мест для проживания людей, в этих областях, конечно, нужно развивать и дальше социальную сферу, улучшать быт, жизнь людей. Это территории, богатые минеральными ресурсами, в общем и целом уровень доходов населения в этих территориях значительно выше, чем в среднем по стране. Но зато это им компенсация за проживание и за работу в этих тяжелых условиях. Я думаю, что это справедливо.

И.СЕЛЮКОВА (газета "Белгородские известия"): У меня тоже аграрный вопрос. Вам, наверное, известны наши амбициозные планы по производству мяса свинины и птицы. Скажите, пожалуйста, когда квоты на импорт мяса наконец-то будут устраивать наших сельхозтоваропроизводителей?

В.ПУТИН: Ваши амбициозные планы по производству мне известны. Важно только, чтобы они не привели к повышению цен. Во второй половине текущего года у нас наблюдаются некоторые тенденции, которые нас беспокоят, связанные в том числе с ростом потребительских цен - значит, с ростом инфляции - и прежде всего на мясные продукты и на некоторые нефтепродукты, скажем, на бензин. Это было значительное и заметное для населения повышение цен. И это, конечно, нас не может не беспокоить. Поэтому подходить к квотированию тех или иных продуктов, особенно продуктов широкого потребления, продуктов питания, нужно крайне аккуратно. Это вообще на уровне искусства.

Вот мы ввели квотирование на мясо птицы - да, конечно, у нас появились откормочные комплексы хорошие, птицекомплексы такие, которых и в Советском Союзе даже не было, такие, которых в Европе, может быть, сегодня нет. Это, конечно, плюс. Но за это люди заплатили у нас в стране, потому что цены все-таки повысились. То же самое касается и свинины, и говядины. Мы и дальше будем стремиться к тому, чтобы поддерживать своего товаропроизводителя, прежде всего рыночными способами. Допустим, оказывая содействие в получении достаточно дешевых кредитов, что важно не только для сельского хозяйства, скажем, но и для жилищного строительства, оказывая помощь в сфере решения административных вопросов, в том числе связанных с налогообложением, и вы знаете, что приняты были соответствующие решения, упрощающие налогообложение в сфере сельхозпроизводства. Надеюсь и знаю, что они положительно восприняты теми, кто работает на селе.

Аккуратненько, но будем поддерживать и с точки зрения введения каких-то квот, защищая своего товаропроизводителя. Но, повторяю, делать это нужно крайне аккуратно, с тем чтобы основные потребители в стране от этого не страдали.

К.ЭГГЕРТ (Би-би-си): Возвращаюсь к вопросу в начале пресс-конференции по поводу продажи "Юганскнефтегаза". Много критики слышно в последнее время, причем не только в прессе, со стороны экспертов на Западе, но и со стороны официальных представителей американской администрации, госдепа. Как Вы это воспринимаете? Беспокоит ли Вас это?

В.ПУТИН: Знаете, когда я читаю решение, скажем, техасского суда, где судья говорит: почему бы России не перенести конкурс по "Юганскнефтегазу", меня это удивляет. Я вообще не уверен, что она знает, где Россия находится. Смущает уровень профессиональной подготовки. Вы знаете, юристы знают такое замечательное, основополагающее для гражданского судопроизводства правило: par in parem non habet imperium. Для людей другой профессии поясню: это означает, что равный над равным права не имеет. Это абсолютно с международно-правовой точки зрения неприемлемо, это несоблюдение так называемой международной вежливости, и это не моральная категория, а правовая категория в международном частном праве.

Если нашим коллегам вот в этой известной, приведенной мною фразе, в этой "латинской ерунде" нравится только последнее словечко imperium, причем они распространяют его прежде всего на себя, любимых, то тогда должен сказать, что нас такой порядок строительства международных отношений, конечно, не устраивает. Мы считаем, что международные отношения должны строиться на равноправной основе с соблюдением суверенитета всех государств, участвующих в международном общении. И повторяю еще раз: такой подход - он разделяется практически всеми участниками международного общения.

Что касается той сделки, которая была, если сказать по существу, то полагаю, что она проведена в строгом соответствии с российским законодательством и с соблюдением всех норм международного права и международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация в рамках тех документов, которые мы с нашими коллегами на международной арене подписываем. Поэтому никаких проблем я здесь, по сути, не вижу.

И все-таки, наверное, мы закончить должны на вопросе российских журналистов.

В.ШЕВЧУК ("Электронная газета", Республика Татарстан). Владимир Владимирович, вопросы развития национальных языков и культур в основном решаются на местном уровне.

Как Вы считаете, может быть, России все-таки нужно министерство по делам национальностей или палата национальностей, может быть, не такая, как была в Советском Союзе? И еще: Вас больше всего, конечно же, ждут в Казани, которая будет встречать свое 1000-летие в следующем году. Спасибо.

В.ПУТИН: Спасибо.

Я очень рассчитываю на то, что мне удастся приехать на мероприятия, связанные с 1000-летием Казани. Немногие государства мира могут похвастаться тем, что у них есть такие города, как Казань, и по уровню развития, и по традициям, которые складываются на этой территории многие-многие столетия, 1000 лет. Подумать только - 1000 лет! Это говорит о глубоких корнях нашей государственности и культуры - многообразной и многонациональной культуры Российской Федерации. С удовольствием приеду.

Что касается национальных языков, культуры и всего того, что относится к нашему культурному многообразию, то, на мой взгляд, это является одним из главных приоритетов в национальной политике, которая должна выражаться не только в том, что мы можем иметь специализированный орган для решения этих вопросов, а во всей политике нашего государства.

Министерство регионального развития, о котором Вы упомянули, в том числе уполномочено заниматься и этими проблемами. Надеюсь, что они будут в значительной степени рассматриваться и в рамках той Общественной палаты, о которой мы сегодня уже говорили и которая должна быть создана в соответствии с принятыми решениями.

И, наконец, интересы регионов у нас в Совете Федерации, как известно, представлены представителями субъектов Российской Федерации, и там это должно быть одним из основных приоритетов.

Вообще культурное многообразие России уникально, требует постоянного внимания, защиты и развития. Так и будем делать в будущем.

Я вас всех искренне, от души поздравляю с наступающим Новым годом! Всех, кто исповедует христианство, поздравляю с наступающим Рождеством - и в декабре, и в январе. Желаю всего доброго вам и вашим близким! Всего хорошего. Спасибо большое за внимание. (Аплодисменты.)