15 декабря губернатор Ставропольского края Александр Черногоров принял участие в Международном транспортном форуме по безопасности дорожного движения в Москве. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе главы Ставропольского края, цель участников форума - консолидировать усилия государственных органов и общественных организаций, научной, творческой и технической интеллигенции для повышения безопасности движения на дорогах России. в рамках встречи также открылась выставка-экспозиция "Дорожная безопасность России в XXI веке".

Выступая на пленарном заседании форума "О роли государственных органов управления в решении проблем безопасности движения", А.Черногоров отметил, что в этом году президиумом Государственного совета Российской Федерации была образована рабочая группа по изучению проблемы транспортной безопасности и выработке мер повышения безопасности движения. Как её руководитель, он подчеркнул, что идёт активная работа со всеми заинтересованными ведомствами и государственными структурами, собирается и обобщается мнение регионов и в целом - вырисовывается довольно обширный круг конкретных предложений, которые рабочая группа готова будет внести на рассмотрение президиума Госсовета и всех его членов в самое ближайшее время.

По словам губернатора Ставрополья, сегодня в ряде аспектов преобладают отрицательные тенденции и негативная статистика. За последние десять лет количество дорожно-транспортных происшествий в стране резко возросло. И как итог - число погибших за этот период на дорогах и улицах составило более трехсот тысяч человек. По сути дела, в стране стало меньше на один средний по численности город. Это дети, а также возрастная группа от 25 до 40 лет. Если учесть в целом неутешительную демографическую ситуацию в России, то становится понятным, что проблема дорожно-транспортного травматизма является компонентом угрозы жизнедеятельности и безопасности государства.

Ещё один "печальный вывод", который подчеркнул А.Черногоров, анализируя статистику, - в России уровень риска гибели в ДТП в два-три раза превышает аналогичный показатель для экономически развитых стран, как с высоким, так и со средним уровнем автомобилизации.

В связи с этим, нужны эффективные механизмы реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, оптимизация средств регулирования и контроля деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, выделение достаточных финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Существующий Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения", хотя и закрепил основные принципы обеспечения деятельности по предупреждению дорожной аварийности, тем не менее, ответил далеко не на все актуальные вопросы. В нём, в частности, наблюдается некоторая размытость законодательных требований касательно прямой ответственности за положение дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Нормативная база требований, определяющих на государственном уровне ответственность каждого элемента системы управления и хозяйствования, так и не сформирована.

По всей вероятности, отметил Черногоров, на смену данному федеральному закону должен прийти своеобразный Кодекс о дорожном движении или же новый Федеральный закон "О транспортной безопасности", в котором были бы взаимоувязаны звенья государственной и иной деятельности, имеющие отношение к дорожному движению, а также прописаны конкретные требования к ним. Необходима также законодательная основа для финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения из целевых источников. В особенности - мероприятий, направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок наземным транспортом.

Для повышения эффективности управления в данной сфере ставропольский губернатор предложил обеспечить переход к использованию здесь современных методов и технологий управления, в частности - программно-целевых методов. В свою очередь, их применение требует создания правовых, финансово-экономических и организационных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов при разработке и реализации целевых программ повышения автодорожной безопасности. Необходимо внедрять уже имеющийся опыт территорий, отбирать базовые регионы и стимулировать внедрение в них опытных проектов, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

Для повышения качества и обоснованности принимаемых управленческих решений необходима разработка и внедрение систем мониторинга, обеспечивающих государственные органы управления оперативной, текущей и перспективной информацией о со­стоянии и проблемах безопасности дорожного движения, принимаемых мерах и их эффективности, а также обеспечивающих изучение и учет общественного мнения. В этой связи, требуется создание системы комплексного исследования причин ДТП с особо тяжкими последствиями и дальнейшее совершенствование показа­телей государственной статистической отчетности о состоянии бе­зопасности дорожного движения. Совершенствование государственного управления в рассматриваемой нами области необходимо осуществлять с учетом международных норм и стандартов безопасности, использовать при решении отечественных проблем опыт стран развитой автомобилизации. С этой целью на плановой основе необходимо участие России в международном сотрудничестве по безопасности дорожного движения. Исходя из важности медицинского аспекта, предлагается продолжить проработку организационно-методических вопросов создания специальной автотранспортной медицинской инфраструктуры, включающей научно-исследовательский центр автотранспортной медицины и службы медицинского обеспечения автотранспортных предприятий.

Необходимо на примере Москвы и других крупных мегаполисов России разработать методы и средства автоматизированного мониторинга условий движения и параметров транспортных потоков, основанных на гибкой технологии координированного управления на сложных городских сетях и внедрять их результаты в других крупных городах нашей страны. Внедрение и развитие автоматизированной системы управления дорожным движением в крупных городах России позволит повысить скорости движения на 20-25 процентов, уменьшить перепробег транспортных средств на 20-30 процентов, снизить загазованность на перекрестках на четверть. Самым затратным направлением обеспечения транспортной безопасности является осуществление антитеррористических мероприятий. Учитывая, что в бюджете Российской Федерации на 2005 год выделяются немалые суммы на обеспечение безопасности страны, представляется целесообразным часть их направить на транспортную отрасль. На всех видах транспорта общего пользования междугородных и международных пассажирских перевозок необходимо внедрить формирование базы данных о пассажирах с целью выявления лиц, находящихся в розыске. Требуется установление порядка, в соответствии с которым проездные билеты на такие перевозки могут приобретаться только по предъявлении документов, удостоверяющих личность. Не выдерживает критики существующая система лицензирования, которая позволяет осуществлять пассажирские перевозки лицам, не имеющим ни достаточной профессиональной подготовки, ни материальной базы для надежной, безаварийной эксплуатации транспортных средств.

Дорожная сеть Российской Федерации включает в себя автомобильные дороги общей протяженностью свыше 900 тыс. км, в том числе автодороги общего пользования - 592,6 тыс. км. Только за последние двенадцать лет их протяженность, с учетом дорог с твердым покрытием, выросла почти на треть. Решению проблем развития магистральной инфраструктуры способствует реализация подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на период 2002-2010 годы. Дороги ещё далеко не во всем соответствуют современным требованиям. Техническое состояние их значительной части можно оценить как неудовлетворительное. Более половины из них не имеют достаточно прочного дорожного покрытия. Свыше трети требуют реконструкции. Должно быть надлежащее финансирование ускоренной модернизации крупнейших автомагистралей, входящих в систему международных транспортных коридоров. Надо делать ставку на принципиально новые технологии строительства, ремонта и содержания дорожной сети. Для Северного Кавказа транспортные коммуникации имеют огромное геостратегическое значение. Во-первых, потому что здесь проживает 22 млн. человек. Во-вторых, здесь располагается курортно-рекреационный комплекс федерального значения. Здесь пересекаются важнейшие сухопутные, морские и воздушные пути со странами Востока и Запада. По значимости перевозок округ занимает ведущее место в России. По нашим автодорогам ежегодно перемещается более половины всего внешнеторгового оборота России, перевозится более одного миллиарда тонн всевозможных грузов и около двух миллиардов пассажиров.

Общая плотность автодорог в Южном федеральном округе в три раза превышает среднероссийский показатель. И, конечно, нам хотелось бы, чтобы внимание к южным автомагистралям было пропорционально их значимости. Сегодня довольно много накопилось проблем в дорожном комплексе Юга, по-прежнему недостаточно финансирование, целый ряд важных дорожных объектов нуждается в срочной реконструкции. На въезде в лучший курортный город Кавказских Минеральных Вод - Кисловодск уже два года стоит разрушенный мост - плачевный памятник июньского наводнения 2002 года. Федеральные восстановительные работы уже давно закончились, а парадный въезд в Кисловодск так и остался разрушенным. Анализируя перспективы социально-экономического развития региона на долгосрочный период, в крае определили перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализация которых даст дополнительный импульс благополучного существования не только нашего края, но и всего Южного федерального округа.

В частности, большие потенциальные возможности для всего Северо-Кавказского региона открывает строительство автодороги, соединяющей курорты Кавказских Минеральных Вод с курортами Черноморского побережья Кавказа. Магистраль "Кисловодск - Сочи". Сегодня эта и ряд других инициатив, связанных с обсуждаемой на форуме темой, ждут своего решения.