По мере снижения поставок российского трубопроводного газа, Россия активно наращивает поставки сжиженного природного газа (СПГ) на зарубежные рынки, заявил корреспонденту профессор, и. о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.

Официальный сайт ПАО «Газпром»
Газпром
«Причем некоторые страны ЕС, ранее вовсе не импортировавшие СПГ из России, наладили его регулярные поставки. По приблизительным оценкам, в 2021–2022 году рост импорта российского СПГ странами ЕС и Великобританией уже составил 50%.
Однако еще в конце 2021 года, когда страны ЕС ощущали дефицит газа, начали расти поставки СПГ из России. Сегодня же рост спроса на СПГ был обусловлен преимущественно желанием Европы пополнить газохранилища в условиях отсутствия альтернативных источников поставок.
Вероятно, что доля России на европейском рынке СПГ останется стабильной в течение 2023 года, поскольку весной Европа столкнется с необходимостью вновь пополнять исчерпанные запасы. Важно учитывать, что в 2022 году ЕС стал использовать российский СПГ еще до сокращения трубопроводных поставок, однако такой возможности в 2023 году уже не будет, и спрос на СПГ возрастет.
Вместе с тем, активный импорт российского СПГ вступает в противоречие с желанием Европы снизить энергетическую зависимость от России, поскольку опасения стран ЕС по поводу прекращения поставок касаются и СПГ. Видимо, текущие потребности ЕС в газе перевешивают соображения энергетической безопасности.
Очевидно, что СПГ не компенсирует прекращение поставок трубопроводного газа, которого в прошлом году пришло в Европу в пять раз больше, чем СПГ, однако для некоторых стран, особенно не имеющих выхода к морю (Австрия, Венгрия), жизненно значимыми остаются поставки трубопроводного газа.
Очевидно, что в перспективе Европа будет серьезно рассчитывать на СПГ, в том числе поставляемый из США, Катара и России. В этой связи справедливо считается, что «газовые санкции» вряд ли могут коснутся СПГ хотя бы потому, что основной его поставщик — «Ямал СПГ» — имеет запутанную структуру собственности, в которую вовлечены французские и китайские инвестиционные и энергетические компании.
Наращивание рядом стран ЕС поставок российского СПГ не снижает проблемы их энергетической зависимости и в очередной раз демонстрирует отсутствие единства Европы. Россия, безусловно, может воспользоваться этим в контексте установления монопольно высоких цен на поставляемый СПГ на рынках некоторых стран.
В ближайшее время следует ожидать снижения объемов поставок на мировом рынке СПГ, что обусловлено, например, запретом Китая на продажу СПГ зарубежным импортерам. Кроме того, возможность расширения поставок СПГ ограничена естественным барьером — наличие терминалов по приемке газа, которых, например, в Германии вовсе нет.
Поэтому, когда говорим о поставках российского СПГ в Европу, следует иметь ввиду, прежде всего, те страны, которые располагают такими терминалами. И именно эти страны в большей степени станут зависимыми от поставок российского СПГ.
Таким образом, зависимость Европы от российского газа становится двоякой: очевидно, что одни страны не смогут обойтись без трубопроводного газа, поставляемого из России, а другие – от сжиженного.

Как сообщало ИА REGNUM, российская компания «Газпром» нашла рынок сбыта для своего СПГ с проекта «Портовая» в Греции.