В последнем номере "Тихоокеанская звезда" публикует материал об успехах Хабаровского ликеро-водочного завода в Санкт- Петербурге. "Международная академия качества и маркетинга по итогам международного конкурса "Европейское качество" наградило дальневосточное предприятие золотой медалью. Этой высокой награды трудовой коллектив удостоился за выпуск напитков, которые стали изготавливаться здесь в последние годы.

Государственное предприятие, пережившее нелегкие времена в 90-е годы, в настоящее время акционируется. Совместно с ликеро-водочной продукцией налажено изготовление минеральной воды "Северный ключ". Перед предприятием, испытывающем нехватку оборотных средств, открывается поле для инвестиций. В том числе и частных. Не исключено, что предприятие будет объединено с таким же профильным производством. Слияние сил и средств, по мнению пищевиков, позволит более успешно действовать на местном рынке, более эффективно защищать интересы хабаровских производителей, увеличит поступление налоговых платежей в краевой бюджет.

В этом же номере газета публикует материал о "войне" между двумя старательскими артелями. Хрестоматийный сюжет разыграли в поселке Софийск две старательские артели - "Ниман" и "Дальзолото". Они поссорились... из-за золота. Конфликт развился под знаком ущемления прав коренных малочисленных народов Севера, за права которых вступился... депутат Госдумы Владимир Жириновский. Газете также было предложено вступиться за малочисленный народ из поселка Софийск.

У артели "Ниман" возникли проблемы с получением лицензии на недропользование. Люди усмотрели в этом лоббирование чиновниками интересов другой артели - "Дальзолото". И дело стало развиваться...

Дошло до того, что глава Верхнебуреинского района несколько задержался с отводом (согласованием) земель для "Дальзолота", и теперь уже другая сторона подняла крик - местные мстят за "Ниман"! На главу заводится уголовное дело, потом прекращается. Земельный участок "Дальзолоту" отводят, "Ниману" документы согласовывают. Но этот шаг еще дальше оттеснил примирение.

Артели спорили из-за драги, которая принадлежала артели "Ниман", но находилась на территории "Дальзолота". Драга, в модернизацию которой вложили большие средства, застряла огромным валуном посреди реки. Перевезти по земле нельзя. Только по воде. До владений "Нимана" - километра два. А драга, когда идет, черпает со дна землю. В земле, золотой песок. В статье рассмотрено несколько спорных вопросов. Споры продолжались до тех пор, пока не вмешалась Елена Логинова. "Председатель местного отделения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера всегда тут как тут, если речь заходит об интересах националов. Нормовой рыбы эвенкам не дали - скандал! Соболей скупают за бесценок - скандал! Коммунальщики установили жителям эвенкийского села электролимит на пользование утюгами и телевизорами - скандал! Эвенки, работающие в "Нимане", остались без работы, а значит и без зарплаты - жди скандала!".

Для пользы дела она написала Жириновскому.

"Чего добивается представитель коренного народа? Исполнения законов, которые предписывают при отводе земель ТТП под промышленное освоение обязательно согласовать условия с коренными малочисленными народами. Но мнение эвенков Верхнебуреинского района проигнорировали, хотя региональная организация КМНС при согласовании технического проекта разработки россыпного золота и напоминала "Дальзолоту" на эту необходимость. Поэтому Елена Логинова "продиктовала" артели свои условия - заключить с администрацией Верхнебуреинского района договор о социально-экономическом развитии района с учетом предложения районного отделения АКМНС - один процент от прибыли (!) продажи золота на участках ТТП...Святое дело - вступиться за коренное население. И председатель районного отделения АКМНС обращается в арбитражный суд Хабаровского края в интересах своих подопечных о признании недействительными двух лицензий на право пользования недрами, выданных "Дальзолоту". Требует от краевой прокуратуры принять меры прокурорского реагирования. Требует от краевого управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) и регионального агентства по недропользованию (Дальнедра) навести порядок на территории традиционного пользования северных народов, защитить интересы эвенков. И чтобы те не замолчали конфликт, привлекает на свою сторону либерал-демократа Жириновского. Владимиру Вольфовичу "эвенкийская правда" неожиданно становится небезразличной. Он просит Генеральную прокуратуру взять золото Софийска под контроль...

Понять жителей Софийска проще простого. Здесь давно уже уяснили: благополучие поселка целиком и полностью зависит от того, будет у артели "Ниман" работа или нет. Сегодня семьи артельщиков сидят без зарплаты, и социальная напряженность налицо. Дважды - в сентябре и октябре - в Софийск из краевого центра приезжали чиновники-парламентеры, чтобы помирить артельщиков. И дважды сход граждан выражал им свое недоверие, требуя решить вопрос по прохождению по реке драги, принадлежащей "Ниману". "Это даст возможность нарастить объемы добычи золота, создать дополнительные рабочие места. "Дальзолото" наших на работу все равно не принимает...". В идеале, чиновники могли бы помирить артельщиков, согласовав между ними приемлемые условия "переправы" драги. В идеале этот вопрос мог бы разрешить и арбитражный суд. Только вряд ли урегулирование финансового спора закончится братанием сторон. Провинциальный конфликт двух артелей отчетливо обозначил другую проблему - своих и чужих на "золотой земле". Проблему "умирающих" северных поселков в большинстве стран принято решать кардинальным путем: поселок закрыть, людей переселить на "большую землю", оставить только вахтовые поселки для рабочих. Таким образом, снимаются проблемы финансирования социальной сферы, "северного завоза" и т.д.

Но в нашей стране "умирающих" не счесть. Денег на большое переселение нет. Но раз так, нельзя оставлять "умирающих" без помощи. И приходится признать правоту Елены Логиновой: предприятия, хозяйствующие на территориях коренных народов Севера, обязаны поддерживать своим рублем тех, кто живет здесь постоянно. Чем золотодобытчики лучше лесопромышленников, которые на конкурсных условиях получают право войти с пилой в лес? И почему две артели не могут объединить усилия, чтобы создать в тайге маленький оазис благополучия? В конце концов, и вопрос о драге мог быть решен взаимовыгодным путем: "Дальзолото" пропускает "арестованную" драгу, "Ниман" за это восстанавливает ЛЭП. Хорошо району, поселку, золотодобытчикам".