На вопросы ИА REGNUM отвечает исполняющая обязанности министра финансов Нижегородской области Людмила Старостина.

Людмила Васильевна, проект бюджета области на 2005 год принят в первом чтении. Работа над бюджетом идет трудно, в первую очередь, в связи с перераспределением бюджетных полномочий с начала 2005 года. На ваш взгляд, справится ли Нижегородская область самостоятельно с выполнением новых обязательств?

Справится, но на минимальном уровне. Это означает, что все обязательства по монетизации льгот с 1 января Нижегородская область будет выполнять вовремя. Другой вопрос, что размер компенсаций невелик, многие категории льготников воспринимают эти суммы с обидой. Причина установления невысоких компенсаций в скудности областного бюджета.

В таком случае, достаточен ли объем федерального трансферта для покрытия расходов региона по финансированию социальной сферы?

Дело в том, что федеральный трансферт или правильно - дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - не имеет целевой направленности, то есть "привязки" к тем законам, по которым финансируется соцсфера. Конечно, сумма трансферта недостаточна, тем не менее, размер трансферта на 2005 год увеличен с 705 до 992 млн. рублей. Средства на финансирование льготных категорий граждан рассчитаны из реальных возможностей областного бюджета. Например, с июля 2005 года в Нижегородской области установлен размер детских пособий в 100 рублей, а федеральный центр финансирует детские пособия до 70 рублей. Таким образом, областной бюджет выплачивает эту разницу в 30 рублей.

На сегодняшний день Законодательным Собранием приняты 9 законов о мерах социальной поддержки льготных категорий граждан. В частности, в проекте областного бюджета предусмотрено 1,7 млрд. рублей на реализацию закона о социальной поддержке ветеранов (без учета мер, обеспеченных текущим финансированием). Общий объем средств областного бюджета, необходимый для реализации закона "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей", составляет 391,845 млн. рублей. Обеспечение социальной поддержки репрессированных обойдется областному бюджету в 26 млн. рублей. На реализацию закона о мерах соцподдержки детей-сирот необходимо 360,7 млн. рублей и т.д.

Теперь на региональный бюджет возложены и те обязательства, которые логичнее было бы оставить на муниципальном уровне - скажем, финансирование учреждений соцобслуживания. Может, целесообразнее передавать трансферты вместе с полномочиями на муниципальный уровень?

Несомненно, финансирование ряда учреждений - школ, санаториев, домов престарелых и проч. - разумнее осуществлять из местных бюджетов. Это позволяет точно рассчитать расходы, исходя из специфики территории и конкретных потребностей. Министерство финансов Нижегородской области всегда ставило задачу приблизить расходы на одного человека к месту его пребывания. На мой взгляд, если это муниципальное учреждение и обслуживает только местное население, то оно и финансироваться должно муниципалитетом. Исключения могут составлять те учреждения социальной сферы, которые находятся на территории какого-то муниципального образования, а обслуживают население всей области, тогда они должны финансироваться из регионального бюджета. Однако, с 1 января, по закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" все муниципальные учреждения Нижегородской области будут финансироваться из областного бюджета. Безусловно, это создает определенные трудности.

Людмила Васильевна, вовремя ли нижегородские бюджетники в новом году получат повышенную заработную плату?

В бюджете области на 2005 предусмотрены средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 20% (около 2 млрд. рублей), таким образом, бюджетники вовремя получат повышенную зарплату. Однако, по моему мнению, зарплата бюджетников все-таки должна финансироваться из федерального бюджета. Потому что, увеличивая расходы на повышение зарплаты бюджетникам, региональный Минфин вынужден сокращать финансирование по другим статьям. Это тоже, конечно, связано с недостаточным объемом средств в областном бюджете.

Насколько должна измениться законодательная база Нижегородской области для приведения в соответствие с новым федеральным законодательством в части перераспределения бюджетных полномочий? Успеет ли регион выполнить эту работу к 1 января?

Я затрудняюсь назвать количество законов, в которые требуется внести изменения. Однако могу только сказать, что правительство РФ одобрило все разработанные поправки в законы области. Мы рассчитываем, что работа по приведение нижегородского законодательства в соответствие с федеральным будет завершена до начала 2005 года.